вопрос, ответ на который дается в свободной форме.
Вопрос открытый
Вопрос открытый
Вопрос открытый
разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респондентов самостоятельно сформулировать ответ без подсказки исследователя, выражающий индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС
OPEN-ENDED QUESTION) При проведении интервью вопросы этого типа дают респондентам возможность самим сформулировать свой ответ, не требуя в отличие от закрытого вопроса выбора какого-либо варианта ответа из тех, что предлагаются интервьюером. Ответы на открытые вопросы записываются интервьюером вручную или с помощью диктофона. Ответы всех респондентов рассматриваются в совокупности и либо кодируются с целью проведения статистического анализа, либо используются в качестве цитат и ссылок.
Источник: Социологический словарь
Открытые вопросы (open-ended questions)
Вопрос, заданный в количественном исследовании, предполагающий ответ респондента в произвольной форме. Для ответа оставляют пустое место, куда интервьюер дословно вписывает ответ респондента. На стадии контроля собранных анкет все возможные варианты ответов кодируются. Так как в реальной жизни возможно многозначное толкование одного ответа или же респондент называет несколько, например, причины своего поведения, то для кодировки может быть предусмотрено до семи полей (переменных). На стадии обработки используются процедуры, позволяющие обрабатывать переменные типа multiple response.
Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС
open-ended question) — тип вопроса в опросном листе, в котором выбор для ответа респондента не предопределен, а остается полностью свободным. Анализ открытых вопросов менее прост, чем стандартизированных выборочных опросных листов. Однако первые не навязывают респондентам точку зрения (см. Измерения по Декрету). По этой причине некоторые исследователи отдают предпочтение им, а не фиксированно-выборочным вопросам в определенном контексте (например, как дополнение к включенному наблюдению или на ранних стадиях изучения), либо используют оба вида. См. также Социальный обзор.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ
разновидность формулировки вопроса, при к-рой логич. структура вопроса включает только побудительную часть и предикат вопроса, но не включает специально разработанной ответной части. Область возможных и ожидаемых ответов задается смысловым содержанием ключевых слов побудительной части вопроса. Предопределенность ответа на вопрос зависит только от обозначения предиката вопроса и от точности его адресования (учет информированности респондента, его компетентности, желания отвечать), от оценки респондентом остроты вопроса и др. соц.-психологич. характеристик. Респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос, т. е. влияние исследователя на процесс формирования ответа в данном случае значительно меньше, чем при использовании закрытого вопроса. Начальный этап развития социологич. опросов в России и за рубежом связан с использованием именно В.о. Однако смысловая многозначимость разговорного языка и связанная с ней возможная неоднозначность восприятия вопросов приводили к значительному разнообразию формулировок ответов, получаемых на В.о. Это затрудняло статистич. обработку и классификацию ответов. Кроме того, в тех случаях, когда формулировки В.о. и их содержание не соответствовали соц.-психологич. особенностям респондентов, применение В.о. давало значительное число неотве-тивших или ответов не по существу. Напр., в работах по изучению читательской аудитории в 20-30-х гг. советские социологи отмечают, что на В.о. о том, чем понравилась или не понравилась прочитанная книга, большинство читателей либо не отвечают совсем, либо отвечают в самом общем, неструктурированном виде: понравилась всем или ничем не понравилась. Особенности ответов на В.о., к-рые долгое время оценивались как недостатки в связи с трудностями их обработки и анализа, позднее были осознаны как объективные познавательные возможности этого вида вопросов. В.о. стали применяться в тех случаях, когда задачей социолога является выяснение информированности опрашиваемых, актуализированных представлений о предмете опроса, навыков вербализации, особенностей языка. В.о. в современной исследовательской ситуации чаще всего применяются в пробных исследованиях для разработки вариантов ответов в закрытых вопросах. Их доля в анкетах, используемых в массовых опросах, невелика - редко превышает 8-10%. В.о. традиционно используются в конце анкеты для сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений о предмете опроса; они популярны в анкетах для опроса экспертов, когда сохранение уникальности индивидуальных мнений экспертов является целью опроса. В.о. применяются также в свободных, фокусированных и др. видах интервью с малой степенью стандартизации. Они также могут представлять ценную информацию в исследованиях обществ. мнения. Лит.: см. к ст. Вопрос закрытый. О.М. Маслова
Источник: Российская социологическая энциклопедия