Вопрос закрытый

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОПРОС ЗАКРЫТЫЙ (ВОПРОС КАФЕТЕРИЙ)
англ. question, closed; cafeteria; нем. Frage, geschlossene. Вопрос, предлагающий выбор из данного перечня ответов.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Закрытый вопрос
вопрос, предусматривающий только предлагаемые респонденту варианты ответов «да - нет», альтернативных вариантов «или - или», а также «вопрос - меню».

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Вопрос закрытый
разновидность формулировки вопроса, ответ на который респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером, т.е. это - вопрос с подсказкой.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Вопрос закрытый
вопрос, в котором уже предлагаются два или более сформулированных варианта ответа. Закрытые вопросы бывают с альтернативной и полимерной формами ответа.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Закрытый вопрос
вопрос, который используют в ИНТЕРВЬЮ, сформулированный таким образом, чтобы на него можно было дать определенный ответ. Такой вопрос не побуждает клиента к полному ответу с изложением своего мнения, информации или чувств.
Хорошие профессионалы в области социальной работы редко задают закрытые вопросы, особенно в разговоре с ребенком – возможной жертвой НАСИЛИЯ.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Закрытые вопросы (close-ended questions)

В закрытых вопросах возможные варианты ответов внесены нами заранее. В этом случае интервьюер должен зачитать вопрос, а затем перечислить отдельные варианты. Респондент должен ответить, какие из вариантов ответов наиболее верны для него. Эти варианты должны быть отмечены в опроснике. Респонденту необходимо давать время для размышления, чтобы он мог выбрать подходящие ответы. Допольнительные указания сообщают интервьюеру о возможности множественного ответа.

Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований

ВОПРОС ЗАКРЫТЫЙ
разновидность формулировки вопроса, содержащая возможные варианты ответов (закрытия), из к-рых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов. Логич. структура В.з. включает побудительную часть, содержащую собственно предмет (предикат) вопроса, и ответную часть, содержащую ожидаемые, возможные варианты ответов. В современных опросах В.з. преобладают по нескольким причинам, имеющим преимущественно организационно-экономич. характер. В.з. считаются удобными при сборе данных, поскольку увеличивают заполняемость анкет, сокращая число неответивших; позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки непосредственно в процессе опроса; стандартизируют ответы респондентов, позволяя получать распределение ответов в заранее заданном числе позиций. Однако эти преимущества В.з. не являются бес-порными для всех исследовательских ситуаций. Все зависит от предметного содержания (объекта) вопроса и его познавательной задачи. В.з. дает надежную и адекватную информацию в тех случаях, когда структура предложенных вариантов совпадает с представлениями респондентов о возможных ответах на данный вопрос. В нек-рых случаях такие совпадения очевидны, однако в социологич. опросах эти ситуации немногочисленны (Вы получили среднее образование в школе, ПТУ, техникуме? Вы ходите на работу пешком или пользуетесь каким-либо транспортом? Получаете ли Вы по подписке какие-либо из названных в списке центральных газет?). В тех случаях, когда такие совпадения не совсем очевидны, необходимо специально проверить в пробном исследовании полноту списка закрытий и соответствие их формулировок языку опрашиваемых. При этом вопросы задаются в открытой форме (см. Вопрос открытый), ответы записываются дословно, затем анализируются и группируются в виде обобщенных, наиболее типичных вариантов ответов. Полученный список закрытий используется для контроля и дополнения гипотетич. списка закрытий, составленного социологом до начала пробного опроса. В зависимости от числа выбираемых ответов и типа логич. задач, решаемых респондентом при формировании ответа на вопрос, В.з. делятся на разновидности. Дихотомич. вопросы ("да" - "нет"), где респондент может выразить согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа или выбрать одну из двух предложенных альтернатив. Шкальные вопросы оценочного характера, в к-рых респондент должен соотнести свое мнение (поведение и т. п.) с одним из делений предложенной шкалы. Если деления шкалы формулируются в виде суждений, то формулировки не должны пересекаться по смыслу; они должны быть однозначными, хорошо различимыми, исключающими возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответов. Вопросы-кафетерии ("меню") - предлагающие выбор неограниченного числа вариантов ответов или отбор заданного числа ответов (чаще всего по критерию важности, предпочтительности, значимости). Иногда предлагается задача ранжирования вариантов ответов, т. е. их иерархич. упорядочение по степени значимости для респондента. Использование В.з. при изучении мнений является адекватным в том случае, когда познавательная задача состоит в выяснении согласия респондентов с предложенными вариантами мнений, оценок или суждений; т. е. исследовательский вопрос формулируется так: выяснить, какие группы опрашиваемых согласны с к.-л. из предложенных мнений. Однако выражение согласия с предложенным мнением не всегда означает, что данное мнение сформировалось и является устойчивым элементом сознания респондента. Опыт показывает, что опрашиваемые неспособны сформулировать ответ на открытый вопрос, достаточно активно выражают свое выражение к предложенным вариантам ответов, однако при повторном опросе опять затрудняются ответить на открытый вопрос того же содержания. Следовательно, если задачей вопроса является получение данных о степени сформированности мнения, о способности респондента вербализовать это мнение в ситуации общения или аргументировать его, то В.з. неадекватен такой задаче, и ему следует предпочесть открытую формулировку. Различие познавательных задач, решаемых с помощью открытых и закрытых вопросов, отражается и в характере логич. задач, предъявляемых респонденту в каждой из этих форм вопроса. При закрытой формулировке респондент фиксирует свою реакцию на предложенное социологами описание изучаемой реальности. При открытой формулировке респондент сам описывает эту реальность, причем описание одной и той же реальности социологом и респондентом достаточно часто различается, и весьма существенно. В социологии в 30-40-х гг. (XX в.) активно обсуждались достоинства и недостатки открытых и закрытых вопросов. В рез-те дискуссий преимущества закрытых формулировок стали общепризнанными и заняли главенствующее положение в практике опросов. Однако в последнее десятилетие (примерно с середины 70-х гг.) формируется новая волна критич. переоценки познавательной возможности открытых и закрытых вопросов, в особенности со стороны представителей феноменологич. направления. Положительным рез-том этой критики является активная рефлексия социологов по поводу уточнения класса познавательных задач для открытых и закрытых вопросов. Соч.: Процесс социального исследования. М., 1975; Новые направления в социологической теории. М., 1978; Рабочая книга социолога. М., 1983; Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов//Социологич. исследования. 1984. № 2. О.М. Маслова

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
221.59 кб

К вопросу о закрытии мечетей в Пензенском регионе в 1940-1980-е гг

Королева Лариса Александровна, Королев Алексей Александрович
В статье раскрывается одно из направлений советской государственно-религиозной политики контроль за функционированием мечетей и их закрытие (механизм, основания, методы) в 1940-1980-х гг.
Читать PDF
171.11 кб

К вопросу диагностики повреждения почек при закрытых травмах живота

К. Л. Тен
In the article there is considered the experience of clinical observation of 117 patients with damage of kidneys at the closed traumas of the stomach.
Читать PDF
11.10 мб

Методические вопросы мониторинга аммиака в воздухе закрытых помещений

Якубова И.Ш., Дадали Ю.В., Мельцер А.В., Аликбаева Лилия Абдулняимовна, Жирнов А.Ю., Андреева М.А., Горшкова М.П., Антонова М.С.
Для проведения массовых исследований воздушной среды закрытых помещений на содержание аммиака актуальными вопросами являются сокращение времени отбора проб, материальных затрат на их проведение, снижение неблагоприятного воздейств
Читать PDF
122.31 кб

Некоторые вопросы клинико-экспертного анализа последствий закрытой травмы груди

Мартынова Е. Н., Беляева Е. В.
Статья посвящена вопросам экспертной оценки закрытой травмы груди, сопровождавшейся ранними и поздними осложнениями. Проведен клинико-экспертный анализ двух групп наблюдений.
Читать PDF
2.67 мб

Некоторые вопросы клинико-экспертного анализа последствий закрытой травмы груди

Мартынова Е. Н., Беляева Е. В.
Статья посвящена вопросам экспертной оценки закрытой травмы груди, сопровождавшейся ранними и поздними осложнениями. Проведен клинико-экспертный анализ двух групп наблюдений.
Читать PDF
250.75 кб

К вопросу о применении стабилографии в диагностике закрытой черепно-мозговой травмы

Догадин Сергей Петрович
В статье описывается применение методик стабилографии, как одного из методов диагностики ЗЧМТ, а также применении его для определения результатов лечения.
Читать PDF
2.62 мб

К вопросу о возможности идентификации человека по изображению элементов лица, не закрытых маской

Колотушкин С.М.
В статье проводится анализ технико-криминалистических возможностей идентификации человека по изображению отдельных элементов его лица, которые не закрыты маской, в материалах видеозаписи: мимических зон вокруг глаз, у рта, а также
Читать PDF
75.72 кб

К вопросу о закрытии стомы с длительно Российск ий симпозиум детских хирургов с международным участи

Киргизов И. В., Талалаев А. Г., Шишкин И. А., Гусев А. А., Прудникова Т. А.
Читать PDF
558.26 кб

К вопросу изучения химического загрязнения воздушной среды закрытых помещений детских учреждений гор

Тараненко Наталья Анатольевна, Ефимова Н. В., Рычагова О. А.
Дана качественная и количественная химическая характеристика воздуха закрытых помещений детских учреждений городов Иркутской области.
Читать PDF
185.16 кб

Вопросы выбора реконструктивного материла при закрытии дефектов челюстно-лицевой области у больных о

Кульбакин Д.Е., Чойнзонов Е.Л., Мухамедов М.Р.