ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
Воспитание нравственное
воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры), для которой нравственные идеалы, нормы ипринципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
В социальном смысле воспитание представляет собой деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В педагогическом смысле под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности. Другими словами, воспитание представляет собой процесс формирования широкого спектра качеств, необходимых личности для ее жизнедеятельности. Наряду с основными содержательными компонентами воспитательного процесса, такими как патриотическое, трудовое, правовое, эстетическое, экологическое, экономическое, физическое и др., важнейшее место занимают нравственное воспитание.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
составная часть единого процесса общественного воспитания наряду с идеологическим, трудовым, бытовым, эстетическим и др. Необходимость регулирования общественным поведением людей включает с т. зр. морали две взаимосвязанные задачи. Во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, отнятий справедливости, добра, зла. Во-вторых, внедрение требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача решается путем нравственного воспитания, который включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. В рамках отдельных институтов (трудовые коллективы, семья, школа, церковь, печать, литература) процесс воспитания, правда, имеет в определенных пределах целенаправленный характер, осуществляется с применением специально выработанных средств и методов.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в прак-тич. деятельности. В.н. осуществляется в семье, школе, трудовых и обществ. коллективах, а также средствами печати, радио, телевидения, искусства, религии и т. д. В.н. может быть противоречивым. Противоречия В.н. разнообразны. К ним относится прежде всего превращение идеальной просветительской деятельности в единственный источник и причину нравственного развития людей, что приводит к отрыву теоретич. воспитания от воспитания практикой. Процесс целенаправленного В.н. основан на четком разделении субъекта (воспитатели) и объекта (воспитуемые). Он построен так, что одни воспитывают других (родители - детей, учителя - учеников, руководители - подчиненных). Но этот процесс также требует самостоятельных усилий, активности воспитуемых, т. е. самовоспитания. Самовоспитание является моментом воспитания, производно от него. Если идея самовоспитания слабо представлена в В.н., то это показатель существенных недостатков нравственно-воспитательной деятельности. Широкое распространение получают назидательные, порицательные и поощрительные методы В.н., а сам воспитуемый превращается в пассивного потребителя нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. На практике подобные воспитательные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются рез-тами, противоположными целям В.н. Основным противоречием В.н. является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования человека: обществ. практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на "приспособление" (адаптацию) воспитанников к наличным условиям обществ. жизни, сведению их личных интересов к обществ., к обеспечению дисциплины и порядка (от семейного, учебного, до производственного коллектива), к формированию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер В.н. оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями, как для самого человека, так и для об-ва. Прежде всего происходит духовное подавление человека, основной принцип его развития - нравственное самосовершенствование - не имеет для него практич. ценности и значения. Нравственное самосовершенствование - более высокая ступень формирования человека, чем воспитание и самовоспитание. Оно надстраивается над воспитанием и преодолевает его ограниченность, ибо человек здесь создает самого себя посредством собственных усилий и деятельности. Но если этого не происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных форм поведения. В.н. вплетено во все виды человеческой деятельности. Именно деятельность, в к-рую включен человек, является основной формой его В.н. В.н. - это прежде всего практич. процесс, к-рый имеет не просветительскую, а практически про образовательную направленность. В.н. - это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей в ходе к-рого происходит избирательное освоение социокультурного опыта, формирование oпределенных нравственных качеств. В.н. - это постоянная, напряженная работа по гуманистич преобразованию реальной жизни. Лит.: Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни мораль, воспитание. М., 1977; Гусейнов А.А. Морали/Общественное сознание и его формы. М., 1986; Нравственное самосовершенствование личности. М., 1989. М.А. Макаревич
Источник: Российская социологическая энциклопедия