система социальных институтов, одна из форм реализации в архаических обществах половозрастной стратификации, которая восходит к естественному разделению/объединению труда и общественных функций по полу и возрасту.
Обычно различают возраст биологический (реальный, хронологический, абсолютный) и социальный (условный). У разных этносов существуют различные представления о числе социальных возрастов и об этапах жизненного цикла. Как правило, основными этапами жизненного цикла считаются детство, юность, зрелость (взрослость) и старость. Существуют следующие научные понятия: 1) стадия жизненного цикла – определенный хронологический отрезок жизненного пути человека, определенная часть его биологического возраста; 2) возрастная степень (возрастная ступень, возрастная стадия) – культурно-нормативная неинституализированная (обычная) стадия жизненного цикла; 3) возрастной класс – институализированная (пожизненная) возрастная степень (или подразделение одной степени, или объединение нескольких возрастных степеней), определенный этап социального возраста человека; 4) возрастная группа – корпоративная группа совместно инициированных индивидов (см. инициации), обладающих одним социальным возрастом. Возрастные группы часто неправильно отождествляют с возрастными классами и возрастными степенями, также как и последние друг с другом; 5) возрастной сет – совокупность всех возрастных групп, которые одновременно переходят из одного возрастного класса в другой.
В идеальном варианте человек в течение всей жизни принадлежит к одной возрастной группе, но последовательно к разным возрастным классам. В то же время, для социального организма возрастные классы представляют собой статические (абсолютные) формы социальной организации в отличие от возрастных групп – динамичных (относительных). Возрастные классы образуются не во всех обществах, т.е. не везде возрастные степени институализируются в форме возрастных классов. Количество и качество мужских и женских возрастных степеней и классов может не совпадать, что отражает разные уровни специализации общественно значимых функций.
Пол и возраст однозначно определяли социальный статус человека. В.о. позволяла регулировать все общественные функции и воспроизводство социального организма. Социальные роли, права и обязанности индивида регулярно менялись через определенные интервалы, символизируемые возрастными степенями. Последовательность прохождения по возрастным степеням и классам обеспечивала определенное равенство всем членам социума, хотя в каждый конкретный момент существовало и известное неравенство, обусловленное иерархией возрастов. Таким образом, В.о. обеспечивала каждому (в составе возрастной группы) участие в управлении обществом. Феномен очередности и временности права на власть, обусловленный периодической сменой возрастных групп, сохранился в пережитках, связанных с престолонаследием в раннеклассовых обществах. К В.о. восходят истоки разнообразных обществ взаимопомощи, мужских союзов и т.п.