ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ, см. Периодизация возраста.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Возрастная периодизация
разграничение жизни человека на отдельные этапы, различающиеся по социальным, экономическим и биологическим характеристикам.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно зависимо и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, “жизненный цикл”). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как “стадии развития”, “возрасты жизни”, и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как “возрастные страты”, “возрастные группы”, “поколения”, одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследований являются возрастные стереотипы и “возрастные обряды”.
Л.С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:
— кризис новорожденности (до 2 мес.);
— младенческий возраст (до 1 года);
— кризис 1 года;
— раннее детство (1–3 года);
— кризис 3 лет;
— дошкольный возраст (3–7 лет);
— кризис 7 лет;
— школьный возраст (7–13 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (13–17 лет); — кризис 17 лет.
Периодизация Д.Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:
— раннее детство;
— младенчество (0–1 год);
— ранний возраст (1–3 года);
— детство;
— дошкольный возраст (3–7 лет);
— младший школьный возраст (7–11/12 лет);
— отрочество;
— подростковый возраст (11/12–15 лет); — ранняя юность (от 15 лет).
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:
— младенчество (от рождения до 1 года);
— раннее детство (1–3 лет);
— игровой возраст, дошкольный (4 — 6–7 лет);
— школьный возраст (7–8 — 12 лет);
— юность (13–19 лет);
— молодость (19–35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста;
— взрослость (35–60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а дети становятся подростками;
— старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Отечественные теории периодизации психического развития // Махова М.Ю., Махова И.Ю. Психология развития: теоретические основы: Учеб. пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 2006; Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005; Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник. М.: Юрайт, 2013.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно зависимо и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, “жизненный цикл”). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как “стадии развития”, “возрасты жизни”, и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как “возрастные страты”, “возрастные группы”, “поколения”, одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследований являются возрастные стереотипы и “возрастные обряды”.
Л.С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:
— кризис новорожденности (до 2 мес.);
— младенческий возраст (до 1 года);
— кризис 1 года;
— раннее детство (1–3 года);
— кризис 3 лет;
— дошкольный возраст (3–7 лет);
— кризис 7 лет;
— школьный возраст (7–13 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (13–17 лет); — кризис 17 лет.
Периодизация Д.Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:
— раннее детство;
— младенчество (0–1 год);
— ранний возраст (1–3 года);
— детство;
— дошкольный возраст (3–7 лет);
— младший школьный возраст (7–11/12 лет);
— отрочество;
— подростковый возраст (11/12–15 лет); — ранняя юность (от 15 лет).
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:
— младенчество (от рождения до 1 года);
— раннее детство (1–3 лет);
— игровой возраст, дошкольный (4 — 6–7 лет);
— школьный возраст (7–8 — 12 лет);
— юность (13–19 лет);
— молодость (19–35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста;
— взрослость (35–60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а дети становятся подростками;
— старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Отечественные теории периодизации психического развития // Махова М.Ю., Махова И.Ю. Психология развития: теоретические основы: Учеб. пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 2006; Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005; Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник. М.: Юрайт, 2013.