ВРАГ НАРОДА

Найдено 1 определение
ВРАГ НАРОДА
абстрактный негативный персонаж, атрибутивно присущий идеологии, социальной мифологии и карательной практике государственных режимов революционистского и - позднее - социалистического типа.
Массовая социальная практика идентификации (преимущественно путем произвольного ситуационного назначения), поиска и наказания "В.Н." восходит к мероприятиям якобинской диктатуры во время Великой французской революции. "В.Н." вкупе со структурами "общественной безопасности", противодействовавшими им, совместно формировали несущую конструкцию оправдания террористического революционного режима.
Фиксация (на социологическом уровне) социальной категории "В.Н." была осуществлена Лениным . В ряде работ и писем 1918-1922 Ленин скрупулезно перечислил общественные слои и группы (более 20) в составе населения Советской России, подлежащие физическому уничтожению. В частности, к ним относились: служители религиозных культов; офицеры, отказавшиеся нарушить присягу; купцы; предприниматели и т.д. /Именно эти документы - в частности соответствующие поручения наркомату юстиции - необходимо считать реальным политическим завещанием Ленина. - А.Г./ В ряде регионов Советской России, над которыми устанавливался контроль частей Красной армии, устанавливались директивные процентные нормы (от численности всего самодеятельного населения) ликвидации "В.Н.".
Выстроенная по шаблонам и сценариям религиозных миропредставлений (ср., например: "мировая революция" - Армагеддон - как последняя битва между Иисусом Христом и мировым злом; мера удовлетворения индивидуальных потребностей при коммунизме - образ жизни праведников в условиях обретенного рая и т.п.), модель мирообъяснения "социалистического реализма" предполагала в качестве необходимо значимого компонента официозных историко-общественных реконструкций образ (облик) индивидуального либо коллективного антихриста ("В.Н."). Его функции в 1930-х и вплоть до собственной гибели в 1940 исполняли Троцкий и его сторонники; в конце 1940-х на эту роль было определено еврейское население СССР и т.д.
"В.Н." как фигурант ретроспективных социальных описаний предполагался активно включенным в совокупность значимых для государства общественных связей, а также субъектом выработки ряда общезначимых решений. Таким образом, невозможность прогнозирования разрушительных последствий осуществляемых социально-экономических программ (нормативная для тотального планирования) сводилась к результатам деструктивной активности коллективных или индивидуальных "В.Н.".
Перманентное присутствие "В.Н." в официальных документах и социально-исторической мифологии социалистических государств - итог центрации всего содержания официозных идеологических систем подобного типа вокруг нескольких личностно-олицетворяемых полюсов. Участники одного из них (определяемые post-factum на основе статистически неопределенных процессов осуществления аппаратных интриг) неизбежно оказывались обреченными быть раньше или позже принесенными в жертву процедуре идеологического зомбирования населения с целью лишения его исторической памяти (Бухарин - , Л.Каменев, Г.Зиновьев в СССР, группа Линь Бяо в КНР и т.д.).
Ослабленной версией ипостаси "В.Н." выступали для КПСС (после ее отказа от оздоровительных процедур самоочищения посредством фрагментарной самоликвидации) высокопоставленные активисты различных "уклонов" внутри партии: Г.Маленков, В.Молотов, Л.Каганович, Н.Хрущев и т.п.
Стремительная трансформация (акцентированно наглядная) политического лидера высшего эшелона в представителя социальной категории "В.Н." являет собой коммуникационно-мифологическую ипостась одного из важнейших механизмов социального контроля при социализме и в ряде государств посткоммунистического типа. Широта диапазона расправ над "В.Н." (от рядового вора до высшего чиновника) внешне эффективно противодействует любым потенциально осуществимым объективациям "кризисного сознания" индивидов в условиях многомерной эрозии устоев существующего социума.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия