ВРАЖДЕБНОЙ КУЛЬТУРЫ концепция
ВРАЖДЕБНОЙ КУЛЬТУРЫ концепция
концепция, характеризующая деструктивные, разрушительные по отношению к совр. об-ву тенденции, нараставшие в культуре Запада на протяжении 20 в. и оформившиеся в итоге в опред. тип культуры. Термин «В. к.», принадлежащий амер. критику и публицисту Л. Триллингу, был введен в научный оборот социологами неоконсервативного направления (Белл, Кристол, Нисбет, М. Новак и др.) для характеристики социальных изменений, произошедших в сфере культуры в 60-х — первой половине 70-х гг. По их мн., они заключались в завоевании ключевых позиций в области «культурного производства» (телевидение, печать, радио, кино, театр, музеи и художественные выставки) леворадикально и гедонистически ориентированной интеллигенцией, враждебной протестантскому «духу капитализма» и направляющей развитие культуры в русло антикапитализма, без к.-л. конкретной альтернативы совр. об-ву. Это породило, согласно Беллу [4], расхождение «оси» развития культуры и «оси» экономического и научно-технического развития об-ва. По его мн., тип человека, формируемый В. к., оказался неприспособленным для использования в экономической, научно-технической, политической и административной сферах. Истоки концепции В. к. Белл и др. неоконсервативные авторы видят в авангардистски-модернистском иск-ве (дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм и т. д.), утверждавшем себя на протяжении первой трети 20 в. в серии «бунтов», направленных против «бурж. об-ва», его иск-ва и культуры, положивших начало традиции «контркультуры». В 20-е гг. Ортега-и-Гассет предложил толковать эту концепцию в кач-ве модели сознания «новой аристократии» — элиты, противостоящей «массе» и «массовому об-ву». Этим было положено начало ее интеграции — под общим названием модернизма — в структуре совр. зап. об-ва. В 60-е гг. новации и экстравагантность авангардистски-модернистского иск-ва стали настолько привычными, что перестали возмущать «массовую публику»; «индустрия культуры» превратила их в клише и шаблоны, подлежащие массовому тиражированию [2]. С др. стороны, концепция В. к. была воспринята идеологами движения «новых левых» интеллектуалов, выступавших с идеей «культурной революции в духе Мао» против «культурного истеблишмента». Их лозунги «Культура — последний оплот буржуазии», «Культуру — на фонарь!» были использованы для идеологического оправдания «захвата власти» в системе массовых коммуникаций леворадикально, «контркультурно» настроенной интеллигенции, в рез-те чего произошла институционализация В. к. Против такого рода «культурной революции» выступили (еще в 60-е гг.) неоконсервативно ориентированные сторонники «культурной контрреволюции», противопоставившие В. к. антиавангардистский и антимодернистский идеал традиционной (классической) культуры [1], [2], [3]. Ю. Н. Давыдов