ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ
англ. time, social; нем. Zeit, soziale. Темп и ритм протекания событий за определенный период существования индивида, группы или общества.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Время социальное
длительность существования социальных систем, групп, явлений и процессов; одна из форм общественного богатства. Оно распределяется и используется в соответствии с достигнутым уровнем развития экономики и характером социальных отношений.

Источник: Краткий словарь по социологии

время социальное
social time. - В теории американского психолога н. Хенли (Nancy Henley, 1977), характерно для ситуации делового общения с незнакомым человеком (impersonal business), это время, отводимое для сделок, имеющих место при покупке товаров и услуг, когда покупатель не знаком с продавцом. Длительность его обычно до 15 минут. тж. время общественное.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Время социальное
специфическая характеристика времени, в котором живет общество и которое отражается в коллективном сознании. Оно отличается своим ритмом, формами жизнедеятельности людей, особенностями восприятия ими наблюдаемых явлений, событий, процессов и отношения к ним. Его особенности находят отражение в ритме труда и отдыха, свободного времени, типе социального поведения людей в разные периоды исторического развития.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ
темп и ритм протекания событий за определенный период существования индивида, социальной группы или общества. Единицей В.с. является интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности. В традиционном обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. По Дюркгейму, в основе категории времени лежит ритм социальной жизни. Конструирование В.с. происходит на основе системы ценностей. Разные системы - разная структура В.с., ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценностей. В.с. существует в виде трех модусов: прошлого, настоящего и будущего. Их взаимодействие включено в сложную социально-пространственную форму, в к-рой оно объективно существует, удерживается, сохраняется, оказывается одновременно вовлеченным в прошлое (коллективный опыт, отстоявшийся в системе знаний, умений, навыков, воплотившийся в материально-общественных элементах, образцах и традициях деятельности и т. д.), настоящее (коллективный труд как активное использование этого опыта и процесс творчества новых форм, образцов и результатов деятельности) и будущее (общественно необходимые реальные возможности, планы, проекты, идеалы с наличными или возможными средствами их осуществления).

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

время социальное
 1) по Э. Гидденсу – повторение ежедневной рутины. При этом В.С. диалектично: в традиционном общество оно всегда было связано с пространством, но в обществе модерна связь между временем и пространством нарушается; время выходит из пространственного контекста; 2) по М. Кастельсу – «все время в природе, как и в обществе, специфично для данного контекста, т.е. время локально… Свобода капитала от времени и избавление культуры от часов определяющим образом ускорены новыми технологиями и встроены в структуру сетевого общества». «Люди воспринимают время различным образом в зависимости от того, как структурированы и практически организованы их жизни». При капитализме возникает монетизированное время, а ныне – вневременное время; 3) по И. Валлерстайну – ставится под вопрос представление о времени как меры длительности всего существующего: одним из вызовов современной социологии является представление о множественной сущности времени, о социальной конструкции времени. «Время – нечто гораздо большее, чем хронометрия и хронология. Время – это также продолжительность, циклы и отдельные периоды». По его мнению, наибольший вклад в эту проблематику внесли А. Абдель-Малек, Ф. Бродель. Ныне ученые (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.) сосредоточили усилия над проблематикой нелинейности времени; 4) по У. Беку – ныне происходит переоткрытие В.С. в контексте представлений о риске: «концепция риска изменяет отношение между прошлым, настоящем и будущем. Прошлое теряет свою власть определять настоящее. Его место как причину сегодняшнего опыта и деятельности взято будущим, так сказать, чем-то несуществующим, конструируемым и фиктивным. Мы обсуждаем и спорим о чем-то, чего нет, но что могло бы случиться, если мы не изменим курс»; 5) по Ф. Джеймисону – В.С. зависит от способа производства: в обществе постмодерна приходит «конец времени», его, по существу, вытесняет пастиш. - Литература: Giddens, A. The Constitution of Society: Outline of a Theory of Struturation. Cambridge: Polity Press, 1984; Castells, M. The Rise of the Network Society. Second Ed. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010; Валлерстай И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М.: Логос, 2003; Abdel-Malek, A. Social Dialectics, Vol. 1: Civilisations and Social Theory. London: Macmillan, 1981; Braudel, F. History and the Social Sciences: The Longue Durée // Burke, P. (ed). Economy and Society in Early Modern Europe.London: Routledge and Kegen Paul, 1972; Prigogine, I. The End of Certainty. New York: Free Press, 1997; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: Ком Книга, 2007; Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006; Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии, 1989. № 8; Его же. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Ком Книга/URSS, 2006; Beck, U. Risk Society Revisited: Theory, Politics and Research Programmes // The Risk Society and Beyond / B. Adam, U. Beck, J. van Loon (ed.). L.: Sage Publication, 2007; Jameson, F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 1991; Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос, 2000. № 4; Время социальное // Социологическая энциклопедия: В 2 т., Том 1. М.: Мысль, 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ
одна из форм существования об-ва, функционирование к-рого протекает во времени, неотделимо от него. С одной стороны, В.с. является временным пространством человеческой деятельности, с др. - ее мерой. В.с. характеризует также последовательность различ. видов деятельности (см.), их частоту. Время необратимо, оно течет от прошлого к будущему. В.с. представляет собой определенную, нематериальную форму богатства об-ва и каждого его члена. Сущность этого богатства определяется не только его величиной, но и содержанием, тем, как оно используется, какую пользу это использование приносит. В.с. имеет свою структуру, определяемую основными сферами жизнедеятельности членов об-ва: труд в обществ. хоз-ве, труд и занятия в домашнем хоз-ве, сферы удовлетворения физиология, потребностей и сферы удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей. Каждая из частей времени, затраченных в этих сферах, имеет свое соц.-экономич. содержание. В совокупности они составляют В.с. об-ва. Служа пространством жизнедеятельности об-ва, время одновременно оказывается и ее мерой. В связи с этим необходимо различать индивидуальные затраты времени (отдельного человека, средние затраты времени соц. группы), обществ.-необходимые затраты времени (определенные обществ.-нормальными условиями протекания той или иной деятельности). Время неотделимо от деятельности, оно не расходуется, а складывается из продолжительности различн. видов деятельности в той или иной сфере. Однако оно имеет относительную самостоятельность, прежде всего время рабочее (см.) и время свободное (см.). Важнейший метод изучения (измерения и контроля) соц. времени об-ва - это метод изучения использования бюджета времени (см.) и рассчитываемых на его основе балансов времени (см.). Балансы и бюджеты времени дают объективную картину распределения и использования времени, в к-рой отражается реальное поведение людей. Но В.с. имеет и субъективную сторону, связанную с его восприятием, отношением к нему, удовлетворенностью его использованием (см. Удовлетворенность временем). На субъективное ощущение времени оказывает влияние то, как много произошло событий в тот или иной период. Период, насыщенный событиями, кажется быстро проходящим, но вспоминается как долго длящийся. Период, не насыщенный событиями, представляется медленно тянущимся, но вспоминается как короткий по длительности. Т.обр., время текущее очень отличается от времени вспоминаемого. Субъективное время изучается с помощью "небюджетных" методов, т. е. путем выяснения мнений о нем разных соц. групп населения. Объективные и субъективные методы изучения времени дополняют друг друга и часто используются совместно. Поскольку время - форма богатства как об-ва, так и индивида, постольку в сознании людей оно имеет ценностную оценку. Отдельные группы времени имеют по отношению к другим определенный приоритет. Оценка времени с развитием об-ва может меняться. Так, с ростом культурных потребностей населения растет ценность для него свободного времени, отношение к различн. группам времени (рабочему; времени удовлетворения бытовых и физиологич. потребностей; свободному) определяется в конечном счете господствующими в об-ве производственными отношениями. Ценность времени и отношение к нему проявляются в ценностных нормах, ориентациях и реальном поведении. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. В.Д. Патрушев

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социальное время
Соціальний час. Social time. 1. Характеристика темпа, ритма и последовательности протекания событий в обществе не в астрономических (физических), а в социально-культурных категориях. 2. Характеристика состояния социальнокультурных процессов через призму представлений о длительности и последовательности изменений данного состояния на основе исторических сравнений и аналогий, временного кросс-культурного анализа, т. е. сравнений их реальных временных особенностей и временных различий в субъективном восприятии самого времени. (См. также Ретросоциология) Например, понятия “феодализм”, “капитализм” и т. д. являются не только описанием определенного состояния политической и экономической системы общества, но и его культурного состояния, выражающегося в различии свойственных им элементов культуры, культурных комплексов и т. д. Но эти понятия отражают то, что есть общего для, например, всех феодальных обществ, что и составляет содержание исторического времени. Но каждое такое общество имеет свои социально-культурные особенности, которые и составляют его социальное время. Иными словами, имея общие черты на том или ином этапе исторического развития, каждое общество, тем не менее, отличается от всех других. Познание особенностей данного общества, например, на феодальном этапе его развития является задачей истории, которая способна установить. когда и в какое астрономическое время этот этап начался, когда закончился и что на этом этапе произошло. А вот то, почему данный этап собственно феодальный, а не какой-либо иной, устанавливает историческая социология путем классификации социальных процессов, имеющих место в мире в целом и в разное астрономическое время. Но классифицировав данный этап именно как феодальный, историческая социология таким образом перевела астрономическое время на уровень анализа исторического времени, т. е. культурно-исторического анализа. В сравнении с астрономическим временем, социальное (а историческое время есть форма социального времени, как и наоборот) здесь отличается тем, что если первое течет от прошлого через настоящее к будущему, то второе одновременно в качестве событийного ряда имеет тот же вектор к будущему, однако может трансформировать свои формы и, например, даже иметь временные отступления, т. е. двигаться вспять. Такое возможно потому, что историческое время имеет как бы две системы измерения. Одна – в физической форме длительности, выражаемая в последовательности смены форм деятельности и затратах на них астрономического времени. В социологии это измерение называется бюджетом времени и является скорее проблемой общесоциологической теории. Вторая система измерения имеет непосредственное отношение к социологии культуры – это человеческое измерение социальных процессов и явлений, т. е. их собственно социально-культурная характеристика. Здесь С. в. переплетается с временем культуры, которое переориентирует социологию с анализа, направленного на обобщение результатов собственно событийного исторического ряда, на то, что есть в культуре такого, что определяет этот событийный ряд как таковой. Определяющим фактором С. в. в этом отношении являются не просто виды социальной деятельности субъектов истории, а содержание данных видов деятельности, что и находит свое воплощение в типе исторических изменений и развития. Временные векторы социальных изменений и социального развития не всегда совпадают и поэтому не всегда их можно графически изобразить по восходящей линии в сторону будущего. Дело в том, что история культуры знает не только развитие, но и деградацию. Например, республика на векторе исторического развития политической культуры стоит выше монархии, но практически все возникшие в древности в форме республик государства постепенно превратились в монархии, а в средневековье вообще не существовало республик. Следовательно, если вектор исторического времени всегда направлен к будущему и совпадает с астрономическим, то вектор С. в. в этом случае направлен в обратную сторону. Имевшие здесь место культурные изменения в целом культурным развитием назвать весьма трудно, а время культуры характеризуется доминированием консерватизма и тенденцией сдерживания социальной активности как индивидов, так и различных социальных групп и общества в целом. Но следует иметь в виду относительность такого “застоя” или даже движения “вспять”, потому что политические изменения, например, в формах правления и государственного устройства не исчерпывают всего спектра С. в. В нем есть и такие процессы, которые по своему вектору направлены все же в будущее. Иными словами, раскрытие особенностей социального времени дает возможность преодолеть линейные и однонаправленные (к будущему) социологические представления о социальных процессах в целом и культурных в частности. А культура под таким углом зрения обретает весьма сложную пространственно-временную структуру. См. также Время историческое, Время культуры и Хроноструктура культуры.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Время социальное
фундаментальная форма социальноисторического существования людей и необходимый ресурс (условие) их деятельности. Такие внешние, метрические характеристики времени, как длительность, последовательность, повторяемость, одновременность, ритм, применимы в равной степени к большим и малым масштабам жизни социальной. Например, можно говорить о циклах повторяемости, последовательности относительно жизни отдельных личностей, жизни поколений, а также о ритмах экономических кризисов, периодах деловой активности, наконец, о сменяемости целых эпох, общественно-экономических формаций. В данном случае поднятия повторяемости и ритма, обобщающие периодический характер социальных процессов, в сочетании с представлением о последовательности являются выражениями законосообразного характера протекания социального развития. Мера длительности процессов во В. с. меняется с развитием общества и является величиной относительной (конкретно-исторической). Единицы ее исчисления соотносятся не только с абсолютными хронологическими масштабами, но и с крупными сдвигами и качественными изменениями внутри социальных процессов: здесь в качестве единиц отсчета фигурируют понятия «формация», «эпоха», «период», «культура», «цивилизация», «генерация», «поколение» и др. В таком случае к научному анализу привлекается понятие не времени вообще, а собственного времени системы. Целостное социологическое изучение социальных объектов должно учитывать, кроме «диахронической» плоскости их исторического существования, которая выражается в ритмах, длительности, повторяемости, сменяемости состояний объекта, «синхроническую» составляющую, когда системно дифференцированный объект имеет различные масштабы длительностей, ритмов, присущие множеству его подсистем. В едином целом сосуществуют разнопорядковые длительности, где «пики» демографического роста, например, не совпадают во времени с циклами экономических подъемов, а последние расходятся с культурно-духовным оживлением и т. п., отчего в обществе могут возникать социальные напряжения, конфликты. Время является тем существенным параметром, который позволяет рассмотреть с единой точки зрения структуру социального объекта и его историю (эволюцию). Поэтому социологическое изучение, например, общества, социальных групп, партий и организаций должно учитывать, с одной стороны, сменяемость поколений, их жизненных стереотипов и ценностей, а, с другой, видеть и анализировать механизм их одновременного сосуществования и взаимодействия. Впервые в марксизме вычленена и осмыслена качественная основа В. с.»опредмечиваемое время» деятельности. Социальная жизнь в каждом из своих моментов выступает качественным отношением модусов времени, определяется взаимопревращением «прошлого» и «живого» труда в процессе материального производства, неразрывной сопряженностью социальной памяти прошлого в жизни личности, поколений, групп с их социальной активностью сейчас, теперь, без чего немыслимо воспроизводство культуры в целом. Отсюда важным элементом и предпосылкой внутренней структуры В. с. является деятельно обеспечиваемое наследование, преемственность, кумулирование живого опыта предшествующих поколений, исторического прошлого, где немалую роль играют традиции, язык, навыки, обычаи, предрассудки и т. д. В своей содержательной, активно-живой основе В. с. включает в себя единство деятельности и общения (коммуникации). Поэтому возникшая на Западе философия и социология понимания, феноменологическая социология, философия Франкфуртской школы особое внимание уделяют скрытной, невидимой функции времени в качестве существеннейшего конституента «исторического мира» жизни, культуры, коммуникативных предпосылок общественности («интеракции»). Предметом особого внимания в обществоведении и социологии является бюджет времени как выражение его ресурсности, наполнение астрономических (физических) границ темпорального существования человека, как природного существа, актами его социальной жизнедеятельности (труд, занятия, учеба, отдых, развлечения и т. п.), что выглядит в виде определенных количественных пропорций. С этой целью производят хронометрические замеры различных видов индивидуальной и групповой деятельности для того, чтобы рационализировать использование времени. Принципиально значимыми в экономическом, социальном, культурном, идеологическом смыслах являются количественные границы рабочего и свободного времени. Умение организованно, технологически интенсифицировать рабочее время, максимально сжав его, высвобождает время. А способность творчески, изобретательно использовать это высвобождаемое (свободное) время для блага индивида и общества делает последнее мерилом общественного богатства. Важным аспектом социологического изучения В. с. выступает также ценностно окрашенное отношение индивидов, социальных групп, общества к протеканию времени. Последнее в модусе будущего может становиться предметом планирования и прогнозирования социального, моделирования будущего (футурология). Массовое, обыденное сознание относится к будущему с определенными ожиданиями, которые могут приобретать и форму страхов, фаталистических, эсхатологических, мессианских ощущений и представлений. Отношение к историческому прошлому тоже неоднородно в обществе, оно выступает ингредиентом мировосприятия, понимания личностью своего жизненного удела. Отношение к историческому прошлому и будущему органически входит в этническое, национальное самосознание индивидов, в переживание сопричастности исторической судьбе. Таким образом, В. с. является сущностной формой реализации социальной жизни в ее объективном и субъективном измерении.

Источник: Социологический справочник