(Wulf Christoph, Вулф Крыстоф) (р. 1944) — известный немецкий философ и антрополог, профессор Свободного университета Берлина, основатель Центра исторической антропологии, приглашенный профессор университетов Лондона, Парижа, Токио, Амстердама и Стокгольма. Основные работы: «Антропология образования» (2001), «Антропология: история, культура, философия» (2004), «К генезису социального» (2005) и др. Обращаясь к исследованию социальных ритуалов, Вульф трактует их как перформативные практики, которые на телесном уровне включают каждого индивида в процессы социализации и инкультурации через бессознательное усвоение общественно значимых норм и правил. Именно перформативность действий социальных акторов обеспечивает им возможность актуальной самоидентификации и самопрезентации, что позволяет не только осуществить персональную субъективацию, но и выстроить отношения с другими, и это можно рассматривать как исходное условие возникновения социума. Исторический и культурный опыт оформляется на коллективном и индивидуальном уровнях за счет приобщения к традиции посредством социального действия и практического знания, приобретенного миметически, т. е. через подражание образцу. При этом основной проблемой современности становится активное вторжение в указанные процессы СМИ и НМ, в результате чего возникают представления о «виртуализации» и «исчезновении» телесности. Ведь, по мнению Вульф, именно в средствах коммуникации реализуются новые формы и способы репрезентации, фрагментации и манипуляции с телом, что приводит к конструированию личности как некоторой более или менее устойчивой констелляции в потоке изменяющихся состояний, образов, идей. Следуя технократической традиции в философии, переосмысленной в 2000-е гг. представителями немецкой рабочей группы Медиа в рамках исследований «культур перформативов», Вульф приходит к выводу, что каждый новый этап в развитии медиа изменяет не только прежний технологический формат коммуникации, но и саму возможность восприятия и осмысления реальности человеком. Поэтому необходимо скорректировать положения теории коммуникации, основанные на кибернетических моделях информационного обмена. «Медиа» должны пониматься не только как «средство», но и как «посредник» и «среда» жизнедеятельности человека. Ведь медиа феноменализируют пространство и наш чувственный опыт, делая доступным для нас и эстетически значимым то, что прежде нами не воспринималось или было недоступно (за счет удаленности на большое расстояние, нахождения в другом временнóм периоде и пр.). Концепт медиа должен быть перформативно переориентирован с процесса «передачи» на «трансформацию» и даже «субверсию» передаваемого. В силу этих обстоятельств историческая и социальная антропология должна комплексно взаимодействовать в едином междисциплинарном поле с философией языка, теорией медиа и практиками актуального искусства.
Литература Вульф К. Антропология: история, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал. СПб.: Интерсоцис, 2009. Wulf C. Anthropology. A Continental Perspective. Chicago: University of Chicago Press, 2013. Wulf C. Anthropologie kultureller Vielfalt. Interkulturelle Bildung // Zeiten der Globalisierung. Bielefeld: Transcript Verlag, 2006. А. Сарна
Вульф Кристоф
Вульф Кристоф
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016