ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович

Найдено 1 определение
ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович
(1861-1913) - русский богослов, религиозный философ и историк религии, разрабатывал теоретическое обоснование социологического подхода к религии с конфессиональных позиций (см. Религиозная социология). Из семьи священника. По окончании в 1886 г. Московской духовной академии (МДА) преподавал латинский язык, историю философии и логику в духовных учебных заведениях Вологды и Москвы. В 1891 г. побывал в ряде университетов Германии и Франции, где знакомился с современными философскими учениями (по результатам поездки издал работу «Западная действительность и русские идеалы», 1894). Профессор МДА с 1892 г. Среди его сочинений - «Вера в Бога, ее происхождение и основания. Опыт положительного решения вопроса в связи с историко-критическим изучением его главных направлений в текущем (XIX) столетии», «К вопросу о происхождении религии: разбор теории Макса Мюллера », «Умозрительные элементы теистического миропонимания» и несколько десятков других (часть опубликована под псевдонимом А. Басаргин). Проблематика социологии религии рассматривалась В. в трудах «Религия и социология. Религия как явление социальное» (1900) и «Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Т. 1. Основные вопросы философской истории естественных религий» (1902). Понимая религию как раскрытие человечеством волеизъявлений безусловного трансцендентного начала (Бога), В. предлагает различать в ней два взаимосвязанных измерения. Первое выражает психологическую сторону религии, а именно восприятие и переживание людьми божественного присутствия в их жизни. Это измерение обнаруживается в актах религиозной веры, и к нему научный взгляд не применим, как и вообще ко всему, что касается происхождения и «запредельной» сущности религии. А вот другое измерение - «социологическая закономерность религиозного процесса » - вполне может быть предметом научного познания. Трансцендентность источника религии ограничивает сферу приложения к ней социологии. Постижению доступны, как утверждал В., лишь «формы общественно-религиозного сознания» в их связи с различными социальными явлениями. Пределы социологического исследования задаются рубриками «церковь и государство», «церковь, общество и личность». В. сформулировал две основные «задачи социологии в ее отношении к религии»: во-первых, изучать соотношение религии с различными формами социального сознания («статика»); во-вторых, изучать законы смены исторических форм религии («динамика»). Решая эти задачи, исследователь может выяснить, каким образом религия влияет на общественное устройство, социальное согласие и нравственные устои. В. ограничивается общей постановкой вопросов о предметной области социологии религии и возможных направлениях исследовательской работы. Однако им явно обозначен принципиальный методологический посыл - социология религии не может претендовать на постижение мистического смысла верований и религиозных учений и не должна касаться психоэмоциональной стороны веры в трансцендентное существо. Она предназначена для рассмотрения «земных» условий, в которых пребывают носители религиозного сознания, способствует выяснению взаимных воздействий религии и социальной жизни.

Источник: Социология религии. Словарь.