практическая, психологическая и нравственная проблема, стоящая перед молодым человеком в начале трудового пути, как правило после окончания средней школы.
В. п. во многом усложняется внешними по отношению к личности обстоятельствами; их причиной являются ограничения, вызванные соц. и экономич. статусом родительской семьи, состоянием спроса на рынке труда.
В. п. определяется рядом факторов. Это может быть чисто функциональный выбор: человек выбирает профессию по своим склонностям и способностям. Выбор сферы труда может быть определен также семейной традицией, следованием конъюнктурной моде на те или иные профессии, выбором «за компанию» с товарищами, друзьями. Есть варианты и целерационального поведения. С учетом потребностей рынка труда человек выбирает то место, которое, как ожидается, может быть особо привлекательным с точки зрения заработка, проф. и должностного роста, соц. престижа.
Современные отечественные исследования В. п. молодежью обнаруживают достаточно высокую рациональность: молодые «пробуют» себя в разных видах занятости, повышая таким образом свой трудовой ресурс.
См. также: Профессиональная консультация.
Лит.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д: «Феникс», 1996; Маркова А. К Психология профессионализма. — М., 1996; Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — Москва; Воронеж, 1996; Константиновский Д.Л. Институт образования и социальное неравенство // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. — М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2001; Шадриков В. Д . Психология деятельности и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
Н. И. Шаталова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
соц. процесс, в ходе к-рого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в об-ве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. В.п. включает ориентацию профессиональную (см.), а также выбор связанного с профессией соц. положения. Взаимодействие субъекта и объекта В.п. определяется конкретно-историч. уровнем развития производства, состоянием отношений производственных (см.), от к-рых зависит и свобода В.п. Система внеэкономич. принуждения жестко закрепляет работника за определенным видом деятельности, тогда как наличие рынка рабочей силы определяет возможности В.п. в условиях стихийно складывающегося спроса и предложения. Научно-технич. революция, качественно изменяющая требования к образованности и квалификации работника, органически связывает В.п. с выбором вида общего и профессионального образования. Однако последний есть в то же время относительно самостоятельный процесс, определяемый, помимо состояния производства, состоянием и степенью гибкости системы образования, ее соответствием изменяющимся потребностям об-ва. В.п. испытывает на себе также влияние престижа профессий (см.), опосредствованно отражающего обществ. потребности. На протяжении всей профессионально-трудовой деятельности человек неоднократно встает перед В.п. - в связи с изменениями техники, технологии и организации производства, соц.-экономич. ситуации в об-ве, переменами в интересах и склонностях индивида, его физич. и умственных способностях и возможностях, его семейном и материально-бытовом положении, состоянии здоровья и т. д. Поэтому необходим социологич. анализ В.п. на стадии как первичного выбора, в момент вступления человека в самостоятельную трудовую жизнь, так и на последующих стадиях его жизненного цикла, что связано также с соц. функциями непрерывного образования (см.). Изучение соц. проблем В.п. ведется в рамках социологии образования (см.), социологии труда (см.), а также складывающейся в последнее время новой научн. отрасли - социологии жизненного пути. Лит.: Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллинн, 1985; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. Ф.Р. Филиппов
Источник: Российская социологическая энциклопедия