метод формирования выборочной совокупности , заключающийся в том, чтобы опросить любых представителей генеральной совокупности . В.Д. заведомо не являются репрезентативными, но требуют минимальных затрат. В отдельных случаях, когда генеральная совокупность отличается очень высокой степенью однородности, как, например, некоторые маргинальные группы в исследованиях девиантного поведения, результаты исследования могут оказаться приемлемыми. В.Д. применяются также в случаях, когда репрезентативность не является обязательным требованием (например, в пилотажных исследованиях), при невозможности получить репрезентативную основу выборки ( Выборки основа) или при отсутствии средств на построение репрезентативной выборки ( Выборки репрезентативность). Наиболее часто используются в исследованиях аудитории СМИ непосредственно через СМИ, с помощью публикуемых в печатных СМИ анкет , интерактивных опросов по радио, телевидению, в Интернете и т.п.
О.В. Терещенко