ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА

Найдено 1 определение
ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА
процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам исследования, генеральные распределения к-рых известны. Как правило, для корректировки используют соц.-демографич. информацию: распределения по полу, возрасту, образованию, семейному положению, типу местожительства и др., но в общем случае выбор контролируемых признаков зависит от специфики исследования и источников рассогласования. Причины нарушения пропорций в выбороч. совокупности различны. Часто они связаны с организационными факторами: допущенными отклонениями от плана размещения выборочн. единиц по регионам, недостаточной численностью интервьюеров, невыполнением интервьюерами плановых заданий по опросу, высоким процентом забракованных анкет и т. п. Необходимость коррекции данных может быть вызвана значительным числом труднодоступных единиц, таких, как отказавшиеся отвечать, отсутствующие дома, а также низким возвратом анкет в почтовых опросах населения. Иногда восстановление структуры выборочн. совокупности является следствием неточной или неполной информации об исследуемом объекте на стадии проектирования выборки. Вместе с тем процедура корректировки выборки может планироваться как самостоятельный этап при анализе данных опроса в тех случаях, когда исследователя интересуют оценки не только всей совокупности, но и отдельных ее частей. Различают несколько способов корректировки данных опросов. Простейший из них предполагает добор недостающего числа анкет (по квоте или в целом) непосредственно в полевых условиях. Др. способы корректировки используют технику перевзвешивания и могут выполняться вручную или на ЭВМ. Перевзвешивание выбо-роч. рез-тов сводится к расчету по каждому значению контролируемого признака весового коэффициента, определяемого как отношение планового числа анкет к реально полученному. Затем количество анкет приводится в соответствие с вычисленным весом. Весовой коэффициент к>1 означает, что анкет с данным значением признака в массиве оказалось недостаточно, и каждая из них используется в обработке более одного раза, иными словами, объем таких анкет увеличивается в к раз. Если к

Источник: Российская социологическая энциклопедия