ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ
Vygotsky, Lev Semyonovich) (1396—1934) — русский психолог и ведущая фигура в советской школе, чье представление о высших психических функциях как о сохранении ключевых особенностей социальной интеракции, из которой они получаются, оказывается одним из наиболее влиятельных в современной психологии, особенно в США. Большое значение имеет его теория роли языка в развитии мышления (Выготский "Мышление и речь", 1934, переведена только в 1986 г.). Явление частной речи, в которой дети используют речь для регулирования своего поведения, происходит от интериоризации опосредованных речью обменов с другими индивидуумами. В свою очередь, частная речь становится интериоризируемой и формирует внутреннюю речь в том виде, в котором устная мысль сохраняет социальный характер обменов, от которых и произошла.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Выготский Лев Семенович
(1896—1934). Психолог и ведущая фигура в советской школе, основатель культурно-исторической деятельностной психологии. Его представление о высших психических функциях как о сохранении ключевых особенностей социальной интеракции, из которой они получаются, оказывается одним из наиболее влиятельных в современной психологии, особенно в США. В рамках культурно-исторической психологии показал, каким образом внешние знаки для управления социальным поведением и памятью становятся «знаками для себя». Для социологии массовой коммуникации большое значение имеет его теория роли языка в развитии мышления («Мышление и речь», 1934). Явление частной речи, в которой дети используют речь для регулирования своего поведения, происходит от интериоризации опосредованных речью обменов с другими индивидуумами. В свою очередь, частная речь становится интериоризируемой и формирует внутреннюю речь в том виде, в котором устная мысль сохраняет социальный характер обменов, от которых она и произошла. Интересен анализ этапов развития письменности, проведенный Выготским и его соратником А.Р. Лурия. Именно на этом примере видно превращение внешнего знака во внутренний (интериоризация), преобразование элементов культурной среды в элементы личностного мира. Мнемотехника (например, узелок «на память», подобно индейскому узловому письму) и пиктограмма (подобно пиктографическому письму некоторых индейских племен) употребляются в коммуникации и современными людьми. Этот анализ важен для понимания особенностей невербальной, в частности визуальной, коммуникации (реклама, выставки и презентации, язык городских указателей, знаки дорожного движения, методы телевизионной визуализации, политическая символика и др.). [8, 11].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович
1896-1934) - российский психолог, специалист в области фило- и онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шанявского (Москва). Научно-педагогическую деятельность начал в г. Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Основные сочинения: "Педагогическая психология. Краткий курс" (1926); "Основные течения современной психологии" (1930, в соавторстве); "Этюды по истории поведения" (1930, в соавторстве); "Мышление и речь" (1934); "Умственное развитие детей в процессе обучения" (1935); "История развития высших психических функций" (1930-1931, опубликована в 1960); "Психология искусства" (1925, опубликована в 1965) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопатологии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.
Основной задачей своего подхода полагал выявление закономерностей отражения и конституирования человеческой психикой разнообразных исторических, общественных и культурных связей. Программу социокультурного направления исследований психики человека, разрабатывавшуюся В. во всех трудах, правомерно свести к следующему: 1) Использование генетического подхода в качестве преобладающего - мышление, по В., должно изучаться под углом зрения его происхождения и исторических трансформаций, т.е. центрироваться на "истории поведения", а не на его "окаменелостях". 2) Тезис, согласно которому высшие психические функции имеют социальное происхождение - В. сформулировал т.наз. "общий генетический закон культурного развития": "...всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, логической памяти, образованию понятий, развитию воли... Разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции". Особо значимым компонентом данного вывода выступает то, что высшие психические процессы, согласно В., в той же мере характерны диадам, триадам и иным группам индивидов, в какой они присущи отдельному человеку; одновременно - психические процессы в интрапсихологическом контексте "квазисоциальны", ибо отражают собственных интерпсихических предшественников. 3) Идея о том, что фундаментальным моментом понимания и интерпретации социо-психических процессов выступает их осуществление "техническими" и "психологическими" орудиями, а также знаками как опосредующими человеческую деятельность, так и обусловливающими и оформляющими ее (или, по обозначению В., процедуры "деконтекстуализации опосредованных значений"). По мысли В., реконструкцию "деятельностного общения" или речи правомерно осуществлять, постигая их как "язык целенаправленного действия" или в безусловном ракурсе их прагматической /читай: дискурсивной. - В.О., А.Г./ "нагруженности". Крайне важным для научных интересов В. выступало поэтому формирование понятийно-образующих категориальных систем на основе форм обобщения, взаимодействующих в социальных институтах формального образования: динамика эволюции словоформ, которыми оперирует ребенок от "неупорядоченных куч" к "комплексам" и - далее - к организованным совокупностям понятий.
В 1925 В. совместно с Лурия опубликовал предисловие к книге З. Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия", в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит "к числу самых бесстрашных умов нашего века", чью "Колумбову заслугу" составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих "по ту сторону принципа удовольствия" и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. Отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам" психоанализа, В. подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы "Смысл психологического кризиса", в которой утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. В 1928 в статье "К вопросу о динамике детского характера" поддержал теорию Адлера и подчеркнул, что "ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания", как учение Адлера о характере. В работе "Мышление и речь" предложил, в частности, оригинальное понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (А. Леонтьев, А. Лурия, А. Запорожец и др.).
В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия