ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПОКАЗАТЕЛИ

Найдено 1 определение
ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПОКАЗАТЕЛИ
система показателей, характеризующих изменение произведенной продукции (работ, услуг) в сравниваемых периодах. Применяемая в статистической практике система показателей динамики включает относительные показатели произ-ва (индивидуальные и сводные индексы произ-ва) и коэффициенты сезонности, характеризующие внутригодовую динамику явления или сезонную волну. Выявление и элиминирование влияния сезонных колебаний занимает важное место при проведении сопоставлений произ-ва продукции в течение года. Сезонные колебания- это внутригодичные повторяющиеся колебания произ-ва продукции, носящие устойчивый характер; проявляются в том, что произ-во продукции периодически в определенные периоды из года в год возрастает или снижается. Во многом это связано с особенностями производственного цикла в зависимости от природных факторов. Сезонные колебания характеризуются амплитудой и формой сезонной волны (размещением макс. во времени). Показатели интенсивности сезонных колебаний (коэффициенты сезонности) определяются как отношение месячных (квартальных) данных о произ-ве продукции к некоторому сглаженному (выравненному) уровню, определенному на основе многолетних значений и принимаемому в качестве базы сравнения. Совокупность коэффициентов сезонности, исчисленных для каждого месяца (квартала) годового цикла, характеризует внутригодовую динамику явления или сезонную волну. В основу определения сезонной волны положены математические методы, позволяющие разложить общий объем произ-ва на составляющие: трендовая составляющая, которая характеризует осн. тенденцию изменения показателей произ-ва продукции; сезонная составляющая, отражающая периодические колебания постоянной длительности, обусловленные особенностями технологий произ-ва, природными и климатическими факторами и т.д.; нерегулярная (случайная) составляющая, состоящая из беспорядочных колебаний (обусловлена неординарными событиями, недостатками системы сбора информации, округлением исходной информации). Существуют различные типы моделей сезонности. Если Т- время, Ut- трендовая составляющая ряда, St– его сезонная составляющая, а Et- нерегулярная составляющая, то в моделях типа Yt = Ut+St+Et сезонный эффект представлен аддитивно, а в моделях типа Yt = Ut*St*Et или Yt=Ut*St+Et- мультипликативно. Для аддитивных моделей объем произ-ва, в котором исключено влияние сезонной волны, рассчитывается по формуле Ut=Yt- St, для мультипликативных моделей:
img width="94" height="52" src="/upload/content/1582184185_28.files/image057.jpg"
Мультипликативная модель сезонности используется для обработки рядов данных, у которых размах сезонных колебаний примерно пропорционален величине тренда. Если размах сезонных колебаний изменяется слабо, то используется аддитивная модель сезонности. Метод сглаживания данных для каждого конкретного вида продукции подбирается в зависимости от характера сезонных изменений произ-ва этого вида продукции. Росстат использует 5 различных подходов. Наиболее универсальный- метод сглаживания биномально взвешенным скользящим полиномом. Полученные в результате расчетов значения трендовых составляющих Ut используются для расчетов относительных показателей произ-ва (индексов физического объема) продукции. Индексы физического объема, построенные на основании сезонно-скорректированных показателей Ut, характеризуют динамику произ-ва, «очищенную» от влияния сезонности.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика