процесс взаимного влияния, обогащения и понимания культур, происходящий в ходе межэтнических контактов, взаимоотношений народов. Культура — арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и понимания. Политические раздоры могут основательно нарушить и даже временно прервать нормальные отношения, особенно если культура используется как инструмент национального противопоставления, консолидации «своих» и отторжения «чужих».
Однако «поверх барьеров» и границ поддерживаются контакты в различных сферах жизнеустройства даже враждебных наций. Когда стихают политические страсти, культуры вновь вступают в полноценный контакт. Конечно, история культуры знает примеры, когда общество долгое время развивалось почти полностью изолированно, без внешних контактов. Для большинства такого рода обществ характерна длительная стагнация, отсталость и утрата значительной части собственного достояния (например, утасманийцев, полярных зскимосов, андаманцев и т. д.). Открытость внешним влияниям, взаимодействие — важное условие успешного развития любой национальной культуры и ее поддержания в любом объеме.
В культурных отношениях могут принимать участие как большие, так и малочисленные нации, как имеющие, так и не имеющие своей государственности (и даже не имеющие своей территории, как, например, цыгане). Конечно, влияние крупной нации несравненно крупномасштабнее, чем малочисленных этнических групп, хотя ‘последние также оказывают культурное воздействие на соседей в своем регионе и даже в более широких масштабах. В литературе по проблемам аккультурации раскрыт механизм и последствия В. н. к. На этнологическом уровне выделяют как позитивные, так и негативные варианты, а именно: прибавление, усложнение и обеднение (эрозия). Прибавление в культуру Европы приносило почти каждое открытие заморских стран.
Позднее Восток постоянно обогащает Запад своими идеями и достижениями в духовных системах, психотехнике, воинских искусствах, орнаментике и т. д. Усложнение происходило в культурной жизни Индии, арабских стран или Китая в период экспансии европейской культуры в XIX в., так как к уже имеющимся развитым системам социокультурной регуляции добавлялись новые, пришедшие из разных метрополий Европы.
Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивой и развитой собственной культуры, способной адекватно отвечать новым жизненным требованиям. Убедительный пример такого процесса дает история айнов, которые оказались постепенно поглощенными культурой Японии.
Подобные процессы происходили и с культурой американских индейцев и лишь ценой создания искусственно поддерживаемых резерваций часть прежних этнических групп сохраняет прежний образ жизни. Колониальный раздел Азии и Африки оказал различное влияние на этнокультурные процессы. Расчленение сложившихся и складывающихся этнических общностей границами колониальных владений нарушило этнические процессы, приведя к обособлению частей ранее единого народа и их дивергентному развитию. В результате колонизации произошло искусственное объединение различных этносов, далеких по языку и культуре (большинство стран Тропической Африки). Между этими этносами ранее не существовали прочные языковые контакты, и они стали осуществляться с помощью языка метрополии. Колонизация не приостановила полностью процессы укрупнения существующих этнических общностей и распространения их культур, в частности, за счет ассимиляции крупными общностями более мелких. При этом ассимиляция через временное состояние билингвизма вела к монолингвизму и утрате родного языка. Вводя прямо или косвенно элементы современности, колониализм вместе с тем приводил к разрушению прежних духовных начал в самих колониях или же к прямому насаждению традиционализма. Но помимо поддержки традиционализма духовное воздействие велось также через утверждение идеалов и ценностей западной культуры как воплощение безусловного прогресса. Колониальные режимы создавали видимость приобщения к развитым формам духовной жизни и достижениям западной цивилизации.
Влияние западного мира на освободившиеся страны в области культуры глубоко противоречиво. Понятие «культурный империализм» раскрывается обычно как использование политической и экономической власти для возвышения и распространения ценностей и обычаев иностранной культуры за счет культуры другой нации. Реакцией на расширение западного влияния в сфере культуры развивающихся стран явилось стремление к сохранению и развитию культурной самобытности, исторического наследия и независимости, «опоре на собственные силы». Крайними проявлениями этих тенденций стали различные формы национализма и расизма. В культуре выявляется и находит свое разрешение та взаимозависимость, в которую вступают между собой различные народы. Именно поэтому необходимо содействовать созданию нового мирового культурного порядка, основанного на признании и утверждении единства и разнообразия его народов и культур.