салонная командная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом. Эта игра моделирует борьбу информированных друг о друге членов организованного меньшинства с неорганизованным большинством. Согласно сюжету, жители города, обессилевшие от разгула мафии, выносят решение пересажать в тюрьму всех мафиози. В ответ мафия объявляет войну до полного уничтожения всех порядочных горожан. Игра придумана в 1986 году студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым, уроженцем КаменскаУральского. Вначале в нее играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ, но после того как некоторые студенты университета провели каникулы в летних студенческих лагерях, где отдыхали студенты других вузов, игра вместе с новыми игроками стала распространяться. После окончания университета Дмитрий остался в МГУ преподавать психологию иностранным студентам (Словакия, Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Румыния, Бельгия, Великобритания, Норвегия), которые дальше распространили идеи игры. Первое появление игры «Мафия» в США документируется 1989-м годом, в летнем лагере Пенсильвании.
Сегодня игра «Мафия» также используется для лечения азартных людей от игровой зависимости в Китае и как средство перевоспитания «трудных» подростков в летних христианских лагерях в США. С помощью «Мафии» к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники.
Появление первой страницы игры в Интернете датируется 1996 годом на сайте венгерского отделения Менсы – всемирной организации людей с высоким IQ. Сегодня в «Мафию» можно играть, не выходя из дома и даже не выходя из браузера. Для этого достаточно иметь Flash Player 10.1+, вэбкамеру и хотя бы двухмегабитный безлимитный канал.
Игра отличается простотой, инновационной характеристикой (сегодня в Интернете многопользовательские видеоконференции – это абсолютная инновация). Подобного рода браузерные игры, основанные на реальном face-to-face общении большого количества людей – редкость. Игра дает возможность исследования новейших технологий, а это развивает мыслительную деятельность. Возрастные и технические возможности ограничены только возможностями компьютерного оборудования.
«Мафия» признана одной из 50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года.