Юмор черный
Юмор черный
Гумор чорний. Black humour. Процесс переоценки норм, ценностей и профанации идеалов путем высмеивания их носителей через циничное превращение средствами смеха трагедии в комедию, с одновременным оправданием тех, кто это делает. Ю. ч. – элемент альтернативной духовной культуры; результат и средство отчуждения субъекта смеха от предмета насмешки. Ю. ч., выражается гротескными художественными средствами, в которых социальные отношения к предмету смеха совпадают с отчуждением от него. Именно отчуждение здесь исключает возможность контрастного противопоставления трагического и комического и потому фактически превращает первое во второе. Ю. ч. отличается по своему содержанию от просто юмора тем, что снимает все табу. Использующие Ю. ч. в качестве средства социального влияния, смеются над тем, над чем в данной культуре смеяться должно быть стыдно. Социальный эффект от различных приемов снятия табу заключается в отчуждении слушателей или зрителей от ценностей и норм, как правило, доминирующей культуры, что в свою очередь приводит к развитию цинизма и снижению эффективности действия регулятивной функции культуры вообще. Ю. ч. имеет две разновидности. В первом случае он является как бы переходной формой между юмором и собственно черным юмором. Классическим примером здесь является роман Д. Свифта “Скромное предложение”, в котором автор предлагает поедать ирландских детей и таким образом решить “ирландскую проблему” и проблему бедности среди ирландцев. Здесь путем абстрактного снятия табу на каннибализм обращается внимание на сложную социальную проблему, решению которой общество не уделяет должного внимания. Мягкая форма скорее абстрагирования, чем отчуждения от определенных культурных норм в таком случае служит все же целям культуры. Подобный юмор часто используется и в театре абсурда, где бессюжетность и отсутствие причинно-следственных связей, как художественный прием, дает возможность подвести зрителя к мнению о внутренней бессмысленности тех или иных аспектов социальной жизни. В другом случае мы имеем дело с собственно Ю. ч. в его “классическом” варианте. Здесь внешняя гротескнокомическая форма дает эффект предельного снижения социальной значимости доминирующих норм и ценностей, чем достигается и отчуждение от предмета насмешки, а значит и собственно от культуры. Такой юмор приводит к моральной деградации и служит средством манипуляционных стратегий и нередко направлен на решение определенных политических целей. Ю. ч. часто используется в анекдотах. См. также Анекдот, Манипуляция социальная и Юмор.