ЮНГЕР Эрнст

Найдено 1 определение
ЮНГЕР Эрнст
(19.03.1895, Гейдельберг) — нем. писатель, политолог, философ. В годы, предшествующие нацизму — крайне правый публицист, теоретик т. наз. «консервативной революции», автор ходячих политических формул (напр., «тотальной мобилизации»). В годы нацизма находился в скрытой аристократической оппозиции к нему. В послевоенные годы для Ю. характерна модернизация прежних воззрений, освобождение их от наиболее одиозных аспектов. Главное теоретическое произведение Ю.— трактат-эссе «Работник» (1932) и примыкающие к нему небольшие сочинения разных лет («Тотальная мобилизация», 1930; «Мировое государство», 1960; «Максима — минима», 1964, и др.). Как и др. консервативные авторы периода Веймарской республики (Фрайер, Шмитт), Ю. усматривает высший тип человеческого общежития в гос-ве, а не в об-ве. Об-во есть принцип бурж. Носителем «нового гос-ва» выступает «работник»: не как класс в системе обществ, отношений, а как «гештальт» («образ», «устойчивая структура»), «покоящаяся и предоформленная мощь», «высшая, задающая смысл действительность». «Власть-мощь» есть осн. характеристика «гештальта» рабочего. Совр. движение есть процесс его манифестации. В ходе его исчезает индивид как уникальная личность и масса как беспорядочное скопление индивидов. Функциональная заменимость человека в процессе труда и на поле боя, маска и униформа как элементы рабочей одежды и одежды воина, с одной стороны, и воинская дисциплина и распорядок — с др., сочетаются с развитием техники, к-рая должна оказаться в столь же тесном соединении с человеком, как органические члены. Новый миропорядок, к-рый предвещает Ю.,— господство, сообразное «гештальту» рабочего. В «рабочем гос-ве» — воинский распорядок. Здесь «выжжено» все, что может стать источником предательства — самой большой опасности в ходе боя. Для воссоздания социальных связей, подорванных в либеральных гос-вах «атомизацией» и «индивидуализацией» людей, нужны меры особой жестокости, к-рые можно провести лишь «именем народа».
Переход к такой «рабочей демократии» происходит через мобилизацию «народного решения», «мы наталкиваемся здесь на вступление партий, движений и учреждений в органическую конструкцию — новую форму единства, которую мы называем орденом и отличительным признаком которой является культовое отношение к гештальту рабочего» [1, 272]. Члены ордена в мирное время — работники, в военное — воины. Обществ, договор заменяется рабочим планом, завершенным, гибким, ориентированным на подготовку к войне. В послевоенные годы Ю. сместил акценты. Он усматривает в перспективе «мирового гос-ва» возможность устранения военной организации.
«Тогда смог бы более чисто выступить человеческий организм как нечто подлинно гуманное, освобожденное от давления организации» [2, 75].

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.79 мб

Эрнст Юнгер: земля и миф

Колесников Илья Дмитриевич
В статье рассматривается утверждение Эрнстом Юнгером нового способа истолкования мира возвращение мифа. Любое истолкование исходит из стихий и проходит через человека, который не является субъектом.
Читать PDF
10.60 мб

Миф, история, техника: размышления Эрнста Юнгера у «Стены времени»

Михайловский Александр Владиславович
Немецкий философ и писатель Эрнст Юнгер (1895-1998) известен прежде всего как автор политико-философского манифеста «Рабочий» (1932) и как теоретик «консервативной революции», оказавший известное влияние на М.Хайдеггера.
Читать PDF
2.52 мб

Вариации консервативной критики современной западной цивилизации в поздних работах Эрнста Юнгера

Казаков Сергей Оганович
В данной статье изложена критическая позиция немецкого консервативного мыслителя Эрнста Юнгера (1895-1998) по отношению к современной западной цивилизации.