Русский ученый-социолог, экономист, общественный деятель, публицист, представитель либерального народничества. Сотрудничал в журналах “Знание”, “Русское богатство”, “Отечественные записки”. Участвовал в редактировании “Большой энциклопедии” (Вена – Лейпциг, СПб., 1900–1909) Придерживался субъективного метода в русской социологии. Создал оригинальную концепцию, явившуюся альтернативой натурализму и экономическому материализму в социологии. Считая общество частью природы, Ю. определял его как общежитие активных особей, создающих специфическую среду (культуру) и составляющих в единстве с ней сложно организованное целое (активно-культурное общежитие) Главные понятия, с помощью которых Ю. исследовал общество как часть природы – личное начало, активность, солидарность и культура – нашли свое место в его теории. Законы развития общества, или “формулы взаимодействия личностей” (термин Ю.), есть не что иное, как “равнодействующая личных сил”. В книге “Социологические этюды” Ю. излагает свои взгляды на предмет и задачи социологии, на природу социального и его отличие от биологического, на происхождение нравственности и ее место в общественной жизни, на движущие силы социального прогресса. Нравственность трактуется как фактор ограничения сферы действия борьбы за существование, а затем и вытеснения ее из общественной жизни. В ослаблении биологических законов в процессе развития общества Ю. видел усиление нравственного начала в формировании взглядов на понимание общественного идеала в воспитании человека.
Личность, понимаемая как “сложная активность”, и искусственно созданная среда (“социальная культура”) в социологической теории Ю. составляют главные структурные элементы и одновременно основные факторы развития общества. Механизмом регуляции жизнедеятельности общества является, по его терминологии, “исторический подбор”, который действует в общественной жизни наряду с “естественным подбором” и “подбором половым”. Основные силы исторического подбора составляют материальная и духовная культура. Такие средства культуры, как социализация личности, воспитание, сохранение традиций, обеспечивают социальную динамику и ограничивают биологическое начало в обществе.