понимание того, что человек, ставший инвалидом вследствие того или иного заболевания или травмы изменился психологически, выделяет инвалидов в особую «группу риска» с точки зрения психологической и социально-психологической дезадаптации, проявляющейся в многообразных психических отклонениях и нарушении взаимодействия между инвалидом и его социальным окружением. Причиной тому служат ограничение жизнедеятельности и социальная изоляция.
Деятельность реабилитационных учреждений строится на оказании медико-социальных, социально-бытовых, социальносредовых, социокультурных, досуговых, профессионально-трудовых, гражданско-правовых, психолого-педагогических, социальнопсихологических услуг и психотерапевтических услуг. На каждом этапе реабилитации психолог должен принимать активное участие, то есть речь идет о психологическом сопровождении инвалида на всех этапах и во всех сферах реабилитации.
Конкретные задачи и формы работы психолога во многом определяются типом реабилитационного учреждения. Задачами психолога центров (отделений) комплексной реабилитации являются:
а) в сфере медико-социальной реабилитации:
- определение психологического статуса инвалида, установление типа отношений инвалида к своему заболеванию, определение индивидуального реабилитационного потенциала, прогнозирование результата и
информирование инвалида о перспективах реабилитации,
- определение типа «идеального» врача и оптимальной схемы дифференцированных коррекционных и
психотерапевтических программ,
- формирование адекватного отношения к болезни;
б) в сфере социально-бытовой адаптации:
- работа с ближайшим окружением инвалида для
формирования оптимальной реабилитационной среды, определение психологической готовности инвалида к использованию ортопедических изделий, технических и вспомогательных средств, формирование адекватного отношения к их эксплуатации, преодоление первичного психологического дискомфорта,
- формирование адекватной перестройки иерархии мотивов по типу их переподчинения новому смыслообразующему мотиву – сохранению жизни, здоровья, возможности самообслуживания,
- целенаправленная работа по формированию благоприятного эмоционально-психологического климата в семье инвалида;
в) в сфере социально-средовой реабилитации:
- определение социального статуса с учетом новых социальноролевых возможностей, социально-бытовых условий и социально-культурных запросов,
- формирование психологической готовности и психологической необходимости личного участия инвалида в общественной деятельности, в том числе спортивной;
г) в сфере социокультурной реабилитации и досуговых мероприятий:
- формирование условий для развития сублимации как позитивной психологической защиты, стимулирование процессов отыгрвания и регрессии для снятия социально-психологической напряженности;
д) в сфере профессионально-трудовой реабилитации:определение профессионального статуса с учетом ограничений в данной сфере жизнедеятельности и возможности обучения, переобучения, а также возможности адекватного трудоустройства и адаптации к новой профессии (месту работы), мотивация на замену содержания патологического ведущего мотива деятельности на деятельность более высокого порядка;
е) в сфере психолого-педагогической реабилитации: разработка и внедрение психолого-педагогических коррекционных и развивающих программ, содействующих повышению эффективности обучения (профессионального обучения, переобучения), личностному росту учащихся и социально-психологической адаптации, вскрытие механизмов нарушения высших психических функций на основе нейропсихологического подхода и определение этапности их формирования у детей или восстановления у взрослых, так называемая нейропсихологическая реабилитация;
ж) в сфере социально-психологической реабилитации:диагностика личностной сферы инвалида, степени его активности в реабилитационном процессе, факторов окружающей среды для последующего формирования реабилитационной программы, первичная коррекция неадекватных личностных установок. Перестройка отношений личности, оказание конкретной психологической помощи при обращении инвалида или членов его семьи, раскрытие перед инвалидом его скрытых потенциальных возможностей, обучение навыкам коммуникации, гибкому адаптивному поведению, выведение его на более высокий уровень социальной активности и мотивированности, психологическое просвещение в среде инвалидов и их
ближайшего окружения по вопросам психогигиены;
з) в сфере психотерапевтических услуг:
§ психотерапевтическое и коррекционное воздействие на общеневротический фон заболевания,
§ коррекция психоэмоциональных расстройств,
§ купирование психопатологической симптоматики, коррекция индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных расстройств и заболеваний;
и) в сфере гражданско-правовой реабилитации:способствование осознанию реабилитантами меры своего участия и ответственности за свое психическое здоровье и эффективность реабилитации,
- стимулирование формирования общероссийской идентичности, через приобщение к историческому наследию, единение нации и формирование
политического электората;
к) в сфере общереабилитационных мероприятий:преодоление установочного психологического сопротивления инвалида на реабилитацию, снижение уровня тревожности и депрессии,
- активирование личности инвалида в отношении участия в реабилитационном процессе,
- психологическая подготовка инвалида к завершению курса реабилитации,
- динамический контроль за процессом реабилитации и оценка ее эффективности,
- обучение персонала реабилитационного учреждения работе с различным психологическим контингентом реабилитантов,
- формирование психологической готовности всех участников реабилитационного процесса к выстраиванию социального партнерства «пациент – врач – работник социальной сферы».
Задачи социального работника в процессе реабилитации-при организации социально-реабилитационной помощи на местном уровне социальные работники учреждений исполнительной власти могут принимать участие в выполнении ряда важных задач на уровне общества. К основным из них относятся:
- повышение уровня информированности населения по вопросам, касающимся проблем и прав инвалидов, о существующих формах помощи и территориальных учреждениях реабилитационного профиля (в том числе с привлечением средств массовой информации);
- организация, координация с государственными и общественными ассоциациями и проведение массовых мероприятий, направленных на повышение социальной активности и правовой защищенности инвалидов (конференций, выставок, спортивных соревнований, кинофестивалей, акций с целью привлечения внимания общественности к нуждам и правам инвалидов, а также возможности лиц с инвалидностью участвовать в общественных процессах);
- участие в обеспечении доступности для инвалидов окружающей среды (бытовой, территориальной);
- координация работуы учреждений разных ведомств (социального обслуживания, здравоохранения, образования, трудовой занятости, культурно-бытовой сферы и т.д.), участвующих в реабилитации инвалидов.
Специалисты социальных учреждений решают задачи, основной целью которых является помощь инвалидам и их семьям получить максимальную пользу от проводимых социальных программ. К ним относятся:
- выявление лиц, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
- формирование банка данных о потребности в социальной помощи лиц с инвалидностью на обслуживаемой территории, о действующих в регионе формах помощи и их эффективности в соответствии с потребностями инвалидов;
- обеспечение различных форм социальной поддержки (материальной, техническими средствами
реабилитации и пр.);
- обеспечение социальной помощи инвалидам и их семьям (помощи по хозяйству, в воспитании детей, патронажа, трудоустройства, социальной и правовой защиты);
- представление интересов инвалидов в различных инстанциях и оказание посреднических услуг при установлении связи с правоохранительными, общественными и государственными органами, оказывающими поддержку инвалидам, при направлении нуждающихся в учреждения здравоохранения или социальной реабилитации;
- установление связей и взаимодействия с лечебными и другими территориальными социальными учреждениями, общественными организациями, имеющими отношение к решению социальных и медицинских проблем инвалидов.
В задачи социальных работников отделений реабилитации входит:
- обучение технике самообслуживания, пользованию бытовыми приборами, организации жизни в быту, ведению домашнего хозяйства;
- выработка практических навыков независимого образа жизни, отказ от иждивенческих настроений; развитие личных интересов и побуждение к здоровому активному образу жизни;
- восстановление здоровья с помощью организации отдыха, развлечений, спортивных игр и занятий; обучение членов семьи инвалида уходу, помощи, общению с ним;
- проведение социальных тренингов и психокоррекционой работы (совместно с психологом); помощь в адаптации в обществе после выписки из отделения, определение потребности в видах социальной помощи и содействие в ее получении.
Задачи психолога в процессе реабилитации
Задачи психолога в процессе реабилитации
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.