Задержка психического развития

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Задержка психического развития
(ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. В отличие от олигофрении, может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституционального развития ребенка (гармонический инфантилизм), различными соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция). У детей отмечается снижение работоспособности, памяти, внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи, возникают эмоциональные и личностные нарушения вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Задержка психического развития
особый тип аномалии психического развития ребенка. Задержка психического развития имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); вдругих случаях задержка психического развития возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
У детей с задержкой психического развития отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с задержкой психического развития.
В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с задержкой психического развития обычно имеется парциональное недоразвитие высших психических функций, имеющее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.
Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых для данного возраста норм.
ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Понятие “ЗПР” введено в 50-е гг. XX в. советским психиатром, основателем отечественной детской психиатрии Г.Е. Сухаревой. В зарубежной практике (США, Англии, Германии) категория детей с задержкой темпа психического развития обозначалась как “дети с трудностями в обучении”, “дети, имеющие недостаточные способности к обучению”, “неприспособленные”, “педагогически запущенные”, “дети с нарушением поведения”, “дети с минимальными повреждениями мозга”.
Термин “ЗПР” широко использовался в советской психологопедагогической литературе. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) ЗПР рассматривается в разделе F80-F89 “Расстройства психологического развития” (англ.: Disorders of psychological development).
Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций, при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью, восприятием. Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении: синдром психического инфантилизма, церебрастенический синдром, гипердинамический синдром, психоорганический синдром.
Причины ЗПР: биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность; социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
К.С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:
1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжелых соматических состояний, перенесенных в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).
3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант.
Среди детей с ЗПР церебрально-органического происхождения И.Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные. При психической тормозивности (дети второй группы) наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Гуровец Г.В. Детская невропатология. М.: Владос, 2010; Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст (Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М.: Владос, 1997.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.