ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА

Найдено 1 определение
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
комплекс государственных правовых актов, определяющих величину минимальной заработной платы в стране.
Установленный ими гос. норматив обязателен для всех организаций и предприятий независимо от формы собственности, отрасли, территории. Цель принятия такого рода законов — установление стандарта как нижней точки отсчета, направленного на повышение уровня жизни.
Такое законодательство прежде всего основывается на концепциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). Первая конвенция по установлению МРОТ была принята
В 1928 г. и предусматривала создание процедуры его исчисления. Конвенция №131, принятая в 1970 г., предлагает странам-участ-ницам МОТ ввести систему установления минимальной оплаты, которая охватила бы все группы работающих по найму.
Большое значение для мировой законодательной практики имело принятие первого закона о минимальной заработной плате
В США (1938 г.), который охватывал 43 проц. всех наемных работников. В 1991 г. нормы амер. законодательства в этой сфере распространились почти на 90 проц. всей наемной рабочей силы.
Законодательство о МРОТ получило широкое распространение во всех странах. В некоторых гос-вах минимальная заработная плата определяется не законодательно, а на основе отраслевых коллективных договоров.
В России минимальная заработная плата была установлена с 1990 г. решением Государственной Думы и указом Президента. С 1994 г. она периодически пересматривается. Российский подход к законодательному определению величины МРОТ существенно отличается от аналогичных законодательных практик в странах Европы и США. Уровень законодательно установленной МРОТ в России одинаков для всех категорий работающего населения. Он не учитывает ни профессиональных различий, ни того, где работает человек — в сфере рыночной экономики или в бюджетной сфере. Это существенно ухудшает условия для переговоров отдельных профессиональных групп наемных работников и их профсоюзов с работодателями по вопросам заработной платы. Негативную роль здесь играет и тот факт, что устанавливаемая величина МРОТ существенно ниже официального прожиточного минимума. В 2004 г., например, она была ниже в три раза. Такая практика определения МРОТ не способствует повышению роли государства в защите прав работающего населения на достойную оплату их труда.
Российский закон не касается взаимоотношения различных субъектов трудовых отношений, а принимается лишь как технич. процедура изменения размера минимальной оплаты труда. К этой области следует также отнести Закон РФ «О прожиточном минимуме» (1997 г.). Он предусматривает поэтапное повышение минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума.
Социологические обследования фиксируют значительный разрыв между МРОТ и представлениями граждан о «минимально-необходимом» материальном жизнеобеспечении, которое заметно разнится по регионам, будучи наивысшим в Москве.
См. также: Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), Трипартизм, Уровень жизни.
Лит.: Адамчук В. В. и др. Экономика и социология труда. — М.: ЮНИТИ, 1999; Никифорова А. А. Минимальная заработная плата в странах с рыночной экономикой // Труд за рубежом. 1997. № 4.
Б. Г. Тукумцев

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.