ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИКИ

Найдено 1 определение
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИКИ
на терр. РФ 17 дек. 2007 вступил в силу Федеральный закон от 29 нояб. 2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе гос. статистики в РФ» (далее – закон), значение которого для конституционного предмета ведения – официального статистического учета – трудно переоценить и который должен стать основой для его законного осуществления.
С принятием закона устраняются имеющиеся правовые пробелы в официальном статистическом учете, что особенно важно в совр. условиях создания правового государства, когда наличие закона реально позволит укрепить общественную значимость и поднять статус федеральных статистических наблюдений и официальной статистики в целом, определить их место в правовом поле.
С принятием закона получили правовое регулирование многие направления деятельности официального статистического учета, осуществление которых ранее было затруднено.
Так, законом установлены принципы официального статистического учета, соответствующие междунар. принципам официальной статистики, принятым Статистической комиссией ООН (1994), и механизмы их реализации. Законом определен целый ряд понятий в области официального статистического учета, содержание которых ранее законодательством не раскрывалось, что вело к их неоднозначному толкованию и применению (официальный статистический учет, официальная статистическая информация, федеральное статистическое наблюдение, официальная статистическая методология, адм. данные и пр.).
Исходя из того, что система гос. статистики – одна из федеральных информационных систем, закон направлен на развитие норм Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере официального статистического учета. Законом установлены правовые основы создания системы гос. статистики как гос. федеральной информационной системы, урегулированы вопросы осуществления правомочий обладателей официальной статистической информации, определены права субъектов официального статистического учета как операторов системы гос. статистики. Закон устанавливает виды документированной информации, используемой в системе гос. статистики. Он содержит нормы, регулирующие обязательное бесплатное представление официальной статистической информации пользователям.
Положения закона направлены на обеспечение единых правил осуществления официального статистического учета, основанных на официальной научно обоснованной статистической методологии, соответствующей требованиям междунар. стандартов. Законом установлены правовые нормы, обеспечивающие согласованность и эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в их деятельности по формированию официальной статистической информации.
Законодательно определено понятие субъектов официального статистического учета, установлены правовые основы их деятельности. Закон исходит из того, что официальный статистический учет в РФ может осуществляться исключительно субъектами официального статистического учета – федеральными органами гос. власти, иными федеральными гос. органами, осуществляющими формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ. Законодательно закреплены основы проведения федеральных статистических наблюдений, в т.ч. сплошных статистических наблюдений (переписей).
Законом установлено, что официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ.
Законом определены правовые нормы применения адм. данных в официальной статистике; адм. являются данные, получаемые органами и орг-циями в связи с осуществлением ими ряда адм. полномочий в соответствии с законодательством. В законодательстве многих стран предусмотрено формирование официальной статистической информации с широким использованием адм. данных других ведомств. В РФ, где отсутствовали правовые основы применения адм. данных в официальной статистике, оно осуществлялось недостаточно, что затрудняло сбор и обработку данных, серьезно увеличивало нагрузку на хозяйствующие субъекты и бюджет.
Законодательно закреплен порядок планирования официальной статистической деятельности с учетом межведомственного характера осуществления официального статистического учета в целях удовлетворения информационных потребностей государства и общества в своевременно предоставляемой, достоверной и полной официальной статистической информации.
Законом установлено формирование официальной статистической информации на основе федерального плана статистических работ разрабатываемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждаемым Правительством РФ с последующей, по решению Правительства РФ, его актуализацией по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.
В целях реализации требований закона распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 № 671-р утвержден Федеральный план статистических работ (ФПСР). ФПСР имеет системообразующее значение для статистики, поскольку определяет тематику, объем, периодичность и сроки формирования официальной статистической информации, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие официальный статистический учет.
Закон, в целях обеспечения методологического единства официального статистического учета, возлагает на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти обязанность по осуществлению координации в области официального статистического учета при разработке ФПСР, совместно с субъектами официального статистического учета, и подготовке предложений по его актуализации, утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
Законом определено, что федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на терр. РФ юридические лица, органы гос. власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на терр. РФ иностранных оргций, граждане РФ, находящиеся на терр. РФ иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на терр. РФ. Им также установлены правовые нормы по обязательному и добровольному представлению респондентами субъектам официального учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.
Законом установлены гарантии защиты первичных статистических данных, которые за исключением случаев, особо оговоренных федеральными законами, являются информацией ограниченного доступа. В отношении них обеспечивается конфиденциальность информации, они не подлежат разглашению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Установлена ответственность должностных лиц, а также лиц, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, и допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации.
Указанное создаст необходимую атмосферу доверия респондентов к органам гос. статистики и другим субъектам официального статистического учета, благодаря которой респонденты будут менее склонны скрывать или искажать запрашиваемую у них статистическую информацию, что в свою очередь позволит повысить качество и достоверность первичных статистических данных. Законом предусматривается широкая доступность заинтересованных пользователей к официальной статистической информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационнотелекоммуникационных сетях, в т.ч. для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети Интернет. Федеральной службой гос. статистики (Росстатом) реализован открытый бесплатный доступ ко всей официальной статистической информации, разрабатываемой в соответствии с ФПСР и размещаемой на официальных Интернет-сайтах Росстата и его терр. органов.
В целях реализации требований закона Росстат пост. Правительства РФ от 2 июня 2008 № 420 наделен полномочиями по: разработке ФПСР совместно с субъектами официального статистического учета и подготовке предложений по его актуализации; утверждению форм федерального статистического наблюдения по представлению субъектов официального статистического учета; координации деятельности в сфере официального статистического учета при разработке ФПСР, подготовке предложений по его актуализации, а также при утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению; согласовании официальной статистической методологии, формируемой и утверждаемой субъектами официального статистического учета. В авг. 2008 принято пост. Правительства РФ №620 от 18.08.2008, реализующее требования части 9 ст. 8 федерального закона о статистике, о том, что условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных адм. субъектам официального статистического учета определяются Правительством РФ.
В частности, в утвержденном указанным пост. Правительства РФ положении определены условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и адм. данных субъектам официального статистического учета, в котором отмечено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и адм. данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением условий: а) формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и адм. данных официальной статистической информации; б) наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; в) доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; г) наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении адм. данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего адм. данные.
При этом первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами – созданными на терр. РФ юридическими лицами, органами гос. власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на терр. РФ иностранных орг-ций. Респонденты – граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на терр. РФ, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Респонденты – субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет. Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица. Предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.
Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3-дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные. Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего положения, или необходимые пояснения.
Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.
Порядок предоставления первичных статистических данных в электронном виде, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические носители, каналы связи, средства защиты, а также условия использования электронной цифровой подписи и форматы предоставления данных в электронном виде, устанавливаются субъектами официального статистического учета.
Адм. данные предоставляются субъектам официального статистического учета для формирования ими официальной статистической информации респондентами – федеральными органами гос. власти, иными федеральными гос. органами, органами гос. власти субъектов РФ, иными гос. органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, гос. орг-циями и иными орг-циями, осуществляющими разрешительные, регистрационные, контрольнонадзорные и другие адм. функции в соответствии с законодательством РФ. Адм. данные предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в виде документированной информации в соответствии с требованиями законодательства РФ к документированию и содержанию информации в связи с исполнением соответствующих адм. функций. Перечень адм. данных или документов, содержащих эти данные, необходимых для формирования официальной статистической информации, способ и сроки их предоставления указываются в письменном запросе субъекта официального статистического учета или в соглашении об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего адм. данные.
Первичные статистические данные и адм. данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи. Датой предоставления первичных статистических данных и адм. данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета. Субъекты официального статистического учета по просьбе респондентов проставляют на копии полученной ими формы федерального статистического наблюдения отметку о принятии и дату ее предоставления или при получении данных по телекоммуникационным каналам связи передают респонденту квитанцию о приеме в электронном виде. Первичные статистические данные и адм. данные, содержащие сведения, составляющие гос. и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа. Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или адм. данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или адм. данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством РФ.
Субъекты официального статистического учета в установленном законодательством РФ порядке обеспечивают защиту предоставленных респондентами первичных статистических данных и адм. данных, являющихся информацией ограниченного доступа, и несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за их утрату, разглашение, распространение, а также использование не в целях формирования официальной статистической информации.
Указанное постановление развивает нормы закона в части взаимодействия с респондентами на начальном этапе статистического процесса – сбора данных. Учитывая, что эти вопросы затрагивают деятельность многих федеральных органов гос. власти, юридических и физических лиц, утверждение условий обязательного предоставления этих данных нормативным актом Правительства РФ позволит максимально защитить интересы заинтересованных сторон.
Одним из первых документов, позволяющих формализовать и регламентировать процесс выполнения Росстатом полномочий по предоставлению официальной статистической информации пользователям на бесплатной основе является Адм. регламент исполнения Федеральной службой гос. статистики гос. функции «Предоставление официальной статистической информации Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам гос. власти, органам гос. власти субъектов РФ, органам местного само- управления, судам, органам прокуратуры, Банку России, гос. внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также междунар. орг-циям». Указанный Регламент утвержден приказом Росстата № 61 от 18.03.2008 и зарегистрирован Минюстом России 22 апр. 2008 №11576. Регламент полностью соответствует Федеральному закону «Об официальном статистическом учете и системе гос. статистики в РФ» №182-ФЗ от 29.11.2007, а также утвержденному пост. Правительства РФ от 2 июня 2008 №420 «Положению о Федеральной службе гос. статистики» (п. 5.1). Исполнение гос. функции предполагает предоставление Росстатом в первую очередь общедоступной официальной статистической информации.
Под общедоступной официальной статистической информацией понимается – сводная агрегированная документированная информация, отражающая важнейшие показатели о количественной стороне социальных, экономических, демографических и других общественных процессов в РФ. Перечень общедоступной официальной статистической информации определяется ФПСР, являющимся осн. нормативным документом, регламентирующим деятельность субъектов официального статистического учета, который содержит перечни субъектов официального статистического учета (федеральных органов гос. власти) и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации (ст. 5, п.5 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе гос. статистики в РФ»»). ФПСР разрабатывается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Росстатом) совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством РФ. В случае необходимости проведения дополнительных статистических наблюдений или расширения уже осуществляемых решение об актуализации (корректировке) ФПСР принимается только Правительством РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (Минэкономразвития России, в ведении которого находится Росстат). К общедоступной официальной статистической информации относятся: официальные публикации (издания) Росстата и терр. органов Росстата и электронные версии этих изданий; информация, размещаемая на официальных Интернетсайтах Росстата и его терр. органов в открытом бесплатном доступе. К общедоступной официальной статистической информации в первую очередь относится оперативная информация, публикуемая в срочных информациях Росстата (официальная публикация краткой статистической информации по актуальным вопросам, подготавливаемая в оперативном режиме), официальные издания (как оперативные публикации: доклады о социально-экономическом положении России, бюллетени, сборники) Росстата, включая публикации с осн. итогами переписей и единовременных обследований, проводимых централизовано Федеральной службой гос. статистики. Во всех официальных публикациях Росстата, как правило, приводятся данные по всем субъектам РФ.
Ориентиром перечня показателей, предоставляемых терр. органами статистики, являются показатели, публикуемые в официальных изданиях Росстата и размещаемые на интернет-сайте Росстата. Терр. органы Росстата в субъектах РФ обязаны обеспечить предоставление официальной статистической информации по выборке значений показателей, относящихся непосредственно к субъектам РФ, входящим в сферу ответственности данного территориального органа, а также опубликованные в официальных статистических изданиях данные по РФ и по другим субъектам РФ, разрабатываемые в соответствии с ФПСР. Вся официальная статистическая информация, имеющая статус общедоступной, может предоставляться за весь период наблюдения конкретного статистического показателя, формируемого в соответствии с утвержденным ФПСР. Кроме того, в состав общедоступной официальной статистической информации входит информация, предоставляемая в соответствии с междунар. договорами и принимаемыми в со- ответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, со специальным стандартом распространения данных МВФ, к которому присоединилась РФ. Перечень официальной статистической информации, предоставляемой конкретной междунар. орг-ции, определяется условиями междунар. договора с соответствующей орг-цией и содержится в упомянутом выше ФПСР на 2008–10.
Адм. регламент предусматривает следующие формы предоставления официальной статистической информации в зависимости от степени ее доступности: электронная рассылка; почтовая рассылка; размещение на официальных Интернет-сайтах Росстата и территориальных органов Росстата в открытом бесплатном доступе; опубликование в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, предоставление по письменному запросу; предоставление в соответствии с соглашениями сторон об информационном взаимодействии Росстата, с одной стороны, и иных федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, судов, органов прокуратуры, Банка России, гос. внебюджетных фондов, профсоюзных объединений и объединений работодателей с другой стороны. При этом публикация официальной статистической информации, распространение которой в РФ ограничивается Законом РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О гос. тайне», осуществляется в соответствии с регламентом, в котором отмечено, что ее распространение осуществляется с санкции органов гос. власти, в распоряжении которых, в соответствии со ст. 9 указанного закона. находятся сведения, содержащиеся в официальной статистической информации, по мотивированному письменному запросу органов гос. власти, пр-тий, учреждений и орг-ций. А предоставление официальной статистической информации, содержащей сведения, ограничения на доступ к которым установлены федеральными законами, может осуществляться только по мотивированному письменному запросу органом гос. власти, имеющего по закону право на доступ к такой информации, в порядке, установленном законодательством РФ. Исполнение Росстатом гос. функции по предоставлению официальной статистической информации означает, что вся официальная статистическая информация, разрабатываемая в соответствии с ФПСР, независимо от формы предоставления и степени ее доступности (электронная рассылка, почтовая рассылка, размещение на официальных Интернет-сайтах, опубликование в официальных изданиях, предоставление по письменному запросу и в соответствии с соглашениями сторон об информационном взаимодействии), предоставляется бесплатно (п.12 регламента).
При этом органам местного самоуправления, а также гос. внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей предоставляется бесплатно общедоступная официальная статистическая информация, размещаемая на официальных Интернет-сайтах Росстата и его терр. органов в открытом бесплатном доступе, посредством электронной рассылки, по письменному запросу (п.14 и п. 15 регламента).
Междунар. орг-циям предоставляется бесплатно общедоступная официальная статистическая информация, разрабатываемая в соответствии с ФПСР, в соответствии с междунар. договорами РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также в соответствии со специальным стандартом распространения данных, посредством электронной рассылки, по письменному запросу (п. 16 регламента).
В Регламенте подробно даны разъяснения по срокам предоставления официальной статистической информации: по письменному запросу (поручению) федеральных органов гос. власти, почтовой рассылке, размещению на официальных Интернет-сайтах Росстата и его терр. органов. Макс. сроки подготовки официальной статистической информации и ее размещение на официальных Интернет-сайтах Росстата и его терр. органов указаны в ФПСР. В Регламенте описаны адм. процедуры исполнения Росстатом гос. функции по предоставлению официальной статистической информации: предоставление официальной статистической информации, включая электронные версии официальных изданий Росстата и терр. органов Росстата, посредством официальных Интернетсайтов Росстата и терр. органов Росстата; предоставление официальной статистической информации, включая электронные версии официальных изданий Росстата и терр. органов Росстата, посредством электронной рассылки; предоставление официальной статистической информации по письменному запросу; предоставление официальной статистической информации в рамках соглашения об информационном взаимодействии по предоставлению официальной статистической информации между Росстатом, терр. органами Росстата, с одной стороны, и федеральными органами гос. власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, судами, органами прокуратуры, Банком России, гос. внебюджетными фондами, профсоюзными объединениями и объединениями работодателей, а также междунар. орг-циями, с другой стороны.
В регламенте определен порядок и формы контроля за исполнением гос. функции, а также порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении гос. функции. Т.о. создана, в основном, вся необходимая законодательная и нормативная база, регулирующая общие вопросы деятельности в сфере официального учета и обеспечивающая условия для успешной работы по реализации единой эффективной гос. политики в области статистической деятельности.
В частности, она позволит на правовом уровне обеспечить согласованность и эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в их деятельности по формированию официальной статистической информации, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере официального статистического учета, оптимизировать информационные потоки, обеспечить рациональный выбор источников информации, исключающий дублирование официальной статистической информации при ее разработке раз- личными ведомствами и регламентирующий статистическую нагрузку на хозяйствующие субъекты.
В конечном итоге это будет способствовать повышению качества и достоверности официальной статистической информации, что явится реальной основой для выработки оптимальных управленческих решений, обеспечивающих эффективность гос. управления, а также будет способствовать интеграции России в мировое сообщество.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.