distance education), форма образования, при к-рой нет непосредственного контакта учителя с учеником. Характерно для большинства стран. Во мн. зап. гос-вах существует З.о. для взрослых, желающих получить новую профессию или повысить квалификацию. З.о. охватывает все уровни обучения — от базовой грамотности до ср. (общего и спец.) и высшего образования. Школа, созданная в Берлине в 1856 г. для обучения иностр. яз. по почте, считается первой офиц. заочной школой. С этого времени стало появляться все больше заочных школ, дававших как академическое, так и проф. образование. Начиная с 1960-х гг. мн. заочные учреждения, такие, как Открытый университет Великобритании, основанный в 1969 г., успешно сочетают обучение по почте с использованием радио и телевидения и периодически проводимыми встречами с преподавателями. Сочетание нац. теле- и радиопрограмм с обучением в группах на местах может быть особенно эффективно при подготовке ср. персонала, напр., для здравоохранения. Передовые технологии, такие, как спутниковые передачи (крые, напр., позволили создать Южно-Тихоокеанский университет), еще больше расширяют границы З.о. Полож. рез-ты оно дает и при обучении детей. Уроки математики по радио, разработанные в Никарагуа, были переведены на тайский яз. и транслировались в Таиланде; они оказались одинаково эффективными в обеих .странах. Однако опыт Всемирного банка, финансирующего мн. проекты З.о., показывает, что такой метод не может стать, как когда-то надеялись, дешевым способом массового обучения детей: во-первых, создание эффективных учебных материалов — длительный и дорогостоящий процесс, во-вторых, большинство детей нуждаются в прямом контакте с учителем, поддерживающим интерес к учебе.