ЗАПАДНИЧЕСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗАПАДНИЧЕСТВО
англ. occiden-tophilism; нем. "Europaer". Направление русской обществ, мысли и полит, идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности истор. судеб России.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Западничество
Західництво. Occidentophilism. Ориентация (прежде всего интеллигенции) на достижения в культуре и ценности западной цивилизации, которые, согласно этому, должны стать ориентиром перспективного развития, в частности России и Украины без учета своеобразия их культур.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЗАПАДНИЧЕСТВО
Направление русской общественной мысли, оппозиционное к идее самобытности. Западники в узком смысле – влиятельное идейное течение русской общественной мысли 1840–1850-х гг., порожденное активными поисками ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Западники исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленные народами Западной Европы. Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Петр Великий. Западники считали его реформы прогрессивными, позволившими сделать огромный шаг на пути социального прогресса. По их мнению, основной ценностью общества является человек как существо изначально свободное. Он должен быть независим, активен и терпим к инакомыслию.
Сторонники З. высоко оценивали роль науки и техники в обществе, уважали правовые нормы и институты государства. Авторитетами для них были гуманисты эпохи Возрождения, французские просветители, немецкие философы XIX в. Г. Гегель и Л. Фейербах. Наибольший вклад в осмысление, развитие и пропаганду важнейших идей З. внесли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин. З. подготавливало буржуазно-демократические преобразования в России (свобода слова, отмена крепостного права и др.) Высокая оценка западниками достижений европейской цивилизации вовсе не означала, что они не были патриотами России. Напротив, их мировоззренческая позиция определялась единственным мотивом – помочь своей стране выйти на путь общечеловеческого прогресса, не дать ей замкнуться в узких рамках пресловутой национальной самобытности. З. как течению общественной мысли были присущи свои внутренние противоречия и непоследовательность.
В конце XX в. западники пришли к власти в России (Г. Бурбулис, Е. Гайдар, П. Авен, А. Чубайс) Именно с ними связаны приватизация, ваучеризация, шоковая терапия, последствия которых крайне противоречивы, а скорее отрицательны как для экономики страны, так и для благосостояния большинства граждан. Влияние западников в связи с этим резко упало. Об этом свидетельствуют результаты парламентских выборов конца XX – начала XXI в.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

ЗАПАДНИЧЕСТВО
идейное течение, оформившееся в 1840-х гг. в полемике со славянофильством. В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Ю. П. Огарев, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, Е. Ф. Корщ, П. Г. Редкий, Д. Л. Крюков, К. Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живщий в Петербурге В. Г. Белинский. К западникам относились также И. С. Тургенев, П. Н. Анненков, И. И. Панаев и др.
Термины «З.», «западники» так же, как и «славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 40-х гг. Споры о том, идти России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой постановки более существенного вопроса — о будущих социальных преобразованиях России. Западники связывали их с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской России (мнимая гармония власти и народа, господство основанных на христианской вере начал любви, добра, братства; общинность как принцип народной жизни и т. п.). По мнению одного из первых идеологов 3. П. Я. Чаадаева, Российская империя способна избежать распада лишь при условии, что она повторит прошлый путь европейской культуры. Долгий период скромного ученичества России должен последовать после окончания еще более долгого пребывания России в изоляции, в пустыне, на периферии истории. Западники однозначно оценивали прошлое России как темное. Сначала она прошла через дикое варварство, потом — через грубое невежество, затем — через свирепое чужеземное владычество, дух которого унаследовала наша национальная власть. Характерно, что накопленный за века опыт вовсе ничего не значит для России. Православие, которое Россия восприняла от Византии, оказалось для нее не лучшим выбором. По Чаадаеву, любой европейский вариант христианства мог бы принести России больше пользы.
Неоднозначное отношение к религии и церкви, по мнению западников, угнетающих личность, порождало идею нового духовного водительства: место духовенства займут представители интеллектуальной элиты, которые будут идейно направлять народ. Мессианские мотивы, связанные с надеждами на великое политическое будущее России, звучат даже у более радикальных западников (например, Н. Г. Чернышевский). Как и Чаадаев, Чернышевский верит, что материально-географическое и военное преимущество России превратится в ее духовное превосходство.
Существование западников как единого лагеря не отрицает, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам западной действительности, защищая различные пути будущего преобразования России, выражали — в тенденции своего развития — интересы разных классов. Со второй половины 40-х гг. расхождения затрагивали область эстетики (споры Белинского с Боткиным), выражались в разном отношении к атеизму и материализму и особенно резко в трактовке социально-политических проблем. Белинский, Герцен, Огарев хотели строить на развалинах самодержавия социализм, умеренные западники мечтали о буржуазном царстве «правового порядка». Видными представителями западников из числа правоведов были К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, которые со временем эволюционировали в сторону либерализма и стали идейными предтечами конституционных демократов начала XX столетия.
Западники выдвигают концепцию «революции сверху». В качестве достоинства петровских реформ Белинский отмечает отрыв его политики от традиции, от прошлого. В этом видится его превосходство даже над западными государями, которые также развивали государственность, но делали это, опираясь на традицию. Россия не из самой себя разовьет свою гражданственность и свободу, но получит то и другое от своих царей. Дать России в ее теперешнем состоянии конституцию — значит погубить Россию, замечает Белинский в одном из писем. Вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не на революции и не на конституции.
Для западников свойственно подчеркивать решающий характер института государства. Белинский даже допускает самодержавие как инструмент политических реформ и просвещения. Он весьма одобрительно отзывается об английской государственности. Главная задача, которую должно было решить государство, по мнению западников, — это преобразовать общество, активно вторгнувшись в его жизненное пространство. Вместе с тем на переломе европейской истории — в период революций 1848-1849 гг. — происходит поворот русского западнического сознания к радикализму. Радикальные западники не верили, что права могут быть закреплены и гарантированы в формальных законах так же, как не придавали особого значения той или иной политической форме. Идея революционного свержения правящего режима неизбежно порождала некоторые анархические элементы в западнической политической теории.
Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х гг. тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились в конце 50-х — начале 60-х гг. в борьбе политических направлений, когда вопрос — каким путем идти России? — принял конкретные формы — как и кому освобождать крестьян? Революционные демократы стали на сторону крестьянства, либералы (как западники, так и славянофилы) — на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению «сверху». Таким образом, термины «западники» и «славянофилы» отражают некоторые реальные моменты истории идейной борьбы 40-х гг. Однако они не являются строго научными, содержательными категориями. Для политико-правовой идеологии российского 3. были характерны некоторые весьма важные черты, сближающие ее со славянофильством.
Исследователи неоднократно отмечали, что разграничение, проводимое между двумя этими течениями, или идеологиями, весьма условно. Герцен писал об известной условности деления на славянофилов и западников по той простой причине, что все они были патриотами своего народа и отечества.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
301.17 кб

Славянофильство и западничество: концептуальная оппозиция доктринам классической немецкой идеалистич

Липич Т. И.
В статье рассматривается диалог славянофилов и западников с немецкой идеалистической философией и немецким романтизмом.
Читать PDF
77.81 кб

В. Щукин русское западничество

Душенко К. В.
Читать PDF
836.47 кб

Демократия, западничество и патриотизм в «Оптике экзистенциального рассмотрения» (ответ профессору А

Грановский Виктор Владимирович
Статья представляет собой развёрнутое возражение на группу тезисов, адресованную автору редактором университетского альманаха, освещающего проблемы национального самосознания и патриотического воспитания.
Читать PDF
960.57 кб

Философия истории русского западничества: стратегия подражания (к постановке проблемы)

Головятинская М. Д.
Читать PDF
485.47 кб

Главный ресурс постмодернистской власти (заметки о западничестве и почвенничестве)

Л. Г. Фишман
Читать PDF
377.83 кб

Содержание и формы европеизации России в XVIII - первой половине xix вв. В контексте западнического

Сараева Елена Леонидовна
Читать PDF
421.13 кб

Славянофильский и западнический образовательные мифы в рамках современного реформирования российской

Рябов Сергей Александрович
В российской истории большинство идеологических течений можно условно разделить на «славянофильские» и «западнические».
Читать PDF
74.31 кб

Либерально-западнические трактовки русской истории и современной России

Дубовцев В.А.
На основе обзора и анализа либерально-западнических воззрений на российское прошлое и современную ситуацию России выявлены основания данного идеологического направления: ставка на разум, расчлененность власти и общества, власти и
Читать PDF
103.47 кб

«Западническая» традиция в русской философии рубежа XX и XXI веков

Евлампиев Игорь Иванович
Дается характеристика воззрений некоторых ярких представителей современной российской философии, которых можно назвать современными «западниками».
Читать PDF
13.39 мб

Осуществимо ли воссоединение западничества и славянофильства? (условия преображения)

Лазарев Валентин Васильевич
Автор исследует вопрос о том, представляют ли славянофильство и западничество по генетической и идейной природе два разные направления философствования или одно двойственное.