в Советском Союзе прикладная отрасль индустриальной социологии, в которой были заняты числящиеся в штате предприятия или приглашенные по контракту социологи. Обычная проблематика: исследования трудовых отношений, социально-психологического климата, стабилизации и текучести персонала, эффективности труда, разработка практических рекомендаций управленцам.
Заводская социология
Заводская социология
Источник: Социология в России: глоссарий по книге
Социология заводская
область социологической деятельности, осуществляемая социологическими подразделениями предприятий, объединений, организаций, отраслей. Первые заводские социологические подразделения в СССР появились в середине 60-х годов на предприятиях Ленинграда (ЛОМО, «Светлана»), Москвы («Красный пролетарий»), Львова («Электрон»), Перми (Телефонный завод) и др. К середине 80-х годов на предприятиях страны в составе этих служб работало около 3 тыс. чел. По приблизительной оценке такие службы имеются у нас лишь на 1-1,5 % предприятий и на 8-10 % предприятий с численностью более 1000 работающих. Преобладают службы с 1-3 сотрудниками (около 60%), около 20% составляют службы с 8 и более сотрудниками. Достаточно хорошо работают службы предприятий, где в среднем выдерживается соотношение 1 социолог на 1000 работающих. По основному направлению деятельности можно выделить два типа служб. Первый, наиболее многочисленный, составляют занимающиеся различными аспектами кадровой работы. В них преимущественно работают профессиональные психологи и соответственно преобладают психологические методы. Второй тип социологических служб чаще ориентируется на проблемы социального развития коллектива. Основными функциями С. з. являются: 1) организационнометодическая подготовка к разработке планов социального развития, информационное обеспечение, организация разработки, контроль и анализ их выполнения; 2) решение социальных проблем коллективов предприятий исследование, разработка и внедрение решений; 3) анализ влияния социального фактора на производственную, техническую и экономическую деятельность предприятия «социологическое рецензирование» различных планов и проектов, согласование нормативных и директивных документов предприятия, участие в работе комиссий, творческих групп; 4) социологическое просвещение. Об особенностях методики работы заводских социологов см. Прикладное социологическое исследование. В тематике исследований заводских социологов преобладают вопросы труда и производства, работы с кадрами, в том числе: коллективные формы организации труда, трудовая дисциплина, использование рабочего времени, адаптация, движение и текучесть кадров, социально-психологический климат в коллективах, взаимоотношения руководителей и подчиненных. В последнее время увеличивается доля исследований и разработок по вопросам производственной демократии, повышения социальной активности работников. Значительно менее исследованы социальная аттестация рабочих мест и производственных технологий, разработка социальных нормативов, вопросы социальных нововведений на производстве. Хорошо известны у нас в стране работы социологов тираспольского ШПО им. 40-летия ВЛКСМ, Днепровского машиностроительного завода им. В. И. Ленина, ленинградского ПО «Кировский завод», свердловского ПО «Уралэлектротяжмащ», рижского ПО «Коммутатор», автомобильных объединений АЗЛК, КамАЗ, ВАЗ и др. Созданы, апробированы и реализуются различные социальные технологии, в том числе: адаптации и профилактики текучести кадров («СТК», Пермь), анализа общественного мнения («Внимание», Днепропетровск), подготовки резерва руководителей («Комсомол управляет предприятием», Тирасполь), оплаты труда ИТР («Пульсар», Львов), проведения аттестации руководителей и ИТР с использованием оценок «снизу сбоку сверху», профориентации школьников, гибкого графика работы. В последние годы ведутся разработки социальных технологии и процедур, связанных с проблематикой выборности руководителей и работой советов трудовых коллективов.
Источник: Социологический справочник