ЖАНР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Жанр
Тип текста, который следует в своем построении неформальным правилам и литературным условностям, известным под названием «законы жанра». В социологии массовой коммуникации используются различные жанры подачи информации. Понятие соотносится с понятием рубрики в газетах, журналах, телепередачах.

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

ЖАНР
GENRE) Термин, обозначающий тип текста, такой, как детектив, роман, научная фантастика, мыльная опера. Каждый жанр имеет свои условности, хорошо известные как производителям текста, так и воспринимающей его аудитории, и может пересекать границы различных средств коммуникации. Утверждается, что удовольствие, получаемое аудиторией от того или иного жанра, связано с тем, что ее члены знают, что будет происходить дальше, и хотят видеть, как это будет происходить.

Источник: Социологический словарь

Жанр
(от франц. genre – стиль, жанр; образ, манера; род, вид). Жанр. Genre. Ж. – разновидность или тип художественных произведений в различных направлениях развития искусства, которым свойствен особый сюжет и стиль, ознакомление с которыми порождает ожидание определенного рода событий и соответствующих им переживаний. Характер и содержание произведений, исполненных в ориентации на тот или иной Ж., формирует художественный вкус. Например, литературный текст может быть написан в ориентации, скажем, на роман в его жанровых разновидностях: приключенческий роман, психологический роман и т. д., детектив, драма, мыльная опера, научная фантастика и пр. Знание законов или хотя бы основных особенностей Ж. настраивает публику (аудиторию) на определенное восприятие текста в силу того, что они знают, чего можно ожидать от сюжета и хотят быть свидетелями того, что это будет происходить в данном произведении. Подтвержденное ожидание приносит наслаждение, а неподтвержденное – разочарование. Частота выбора жанра является показателем духовных потребностей индивида или аудитории, уровня и направленности развития общей культуры общества и доминирующих в нем ценностных ориентаций.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Жанр
исторически сложившаяся модификация отображения реальной действительности, обладающая набором повторяющихся сходных содержательно-формальных (жанровых) признаков. Эти признаки называются жанрообразующими факторами. В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в процессе жанрообразования не равновелика. Предметом журналистского отображения может стать практически любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределен предметом отображения? Очерк и рецензия практически всегда имеют разный предмет отображения. Но этого нельзя сказать об очерке и информационной заметке, предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие «предметные совпадения» могут быть обнаружены у многих иных жанров, в то же время публикации, принадлежащие к одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения. Предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет значение лишь для некоторых жанровых образований, но отнюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообразии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определенных пределах. Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в подавляющем числе случаев находится во внешнем по отношению к этому автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своем внутреннем мире, занимается самоанализом. Это дает возможность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две (очень неравные по объемам их присутствия в современной журналистике) группы: собственно аналитические, и, говоря условно, «самоаналитические» публикации. Данная предметная «развилка» является постоянным жанрообразующим фактором. «Сильнодействующим» жанрообразующим свойством обладает целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением. В первом случае (в информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их «свернутом» виде, а во втором случае он «разворачивает» такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения. Целевая установка проявляется, прежде всего, в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр. По мнению ряда исследователей, в журналистике существует два основных метода «преобразования» объективной действительности в ее информационный аналог – рационально-познавательный (логический) и художественно-образный. К каким жанровым «последствиям» ведет применение рационально-познавательного метода действительности? Понять это в полной мере можно, вспомнив, что этот метод включает в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Что же касается использования в журналистике художественно-образного метода, то этот уровень требует некоторого уточнения. Суть его заключается в безграничном применении авторской фантазии, авторского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом». Но при этом отнюдь не ставится цель отобразить сиюминутные актуальные достоверные факты, чем «озабочена» в основном современная журналистика. В журналистике элементы вымысла могут быть применены лишь изредка для того, чтобы «оттенить» такие факты. Причем хороший журналист всегда дает понять читателю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их «сосуществования». Говорить о применении в журналистике художественно-образного метода можно лишь с определенными оговорками, понимая под этим прежде всего использование образно-экспрессивного языка, определенного уровня детализации отображения предмета, применение условности при реконструкции событий. Результатом правильного использования художественно-образного метода в журналистике является создание текстов, содержащих не художественные образы (что присуще художественной литературе), а публицистические, то есть образы, ограниченные «правдой факта», но не «правдой жизни в целом», как это свойственно литературному реализму. Тем самым публицистика выступает переходной ступенью, «пограничной зоной» между журналистикой и художественной литературой.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

«Фантомы российского общества» как жанр публичной социологии

Зинченко Г.П.
Читать PDF

Жанр crossover как явление популярной культуры

Таюшев Сергей Сергеевич
В современную эпоху все отчетливее проявляет себя тенденция, связанная с совмещением пластов элитарной и массовой культуры.
Читать PDF

Исповедальный жанр в эпоху постмодерна

Аникин Даниил Александрович
Темой данной статьи стала проблема исповеди в качестве элемента литературной (и шире культурной) памяти, который не остается неизменным, а постоянно трансформируется в соответствии с изменением самой культурной памяти и тех социал
Читать PDF

Вербальное коллекционирование в античном мире: профессия, образ жизни, литературный жанр

Поршнев Валерий Павлович
Истоки такой важной для истории музеев и библиотек формы деятельности, как составление каталогов прослеживаются в античности со времени Гомера, принимая вид вербального коллекционирования, разновидностью которого служил достаточно
Читать PDF

Жанр видений эпохи Средневековья с точки зрения истории мировой культуры

Каплан А. Б.
Читать PDF

Н. Арутина. Интерактивный жанр в FM-вещании (опыт культурологического анализа)

Фетисова Т.А.
Читать PDF

Жанр как феномен литературных коммуникаций: опыт культурологического прочтения

И. А. Манкевич
Читать PDF

Жанр <<фэнтези>>: литературное мифотворчество как игра архетипами

А. А. Петров
Читать PDF

Жанр корреспонденции в структуре журналистского расследования

Бергер Наталья Владимировна
Читать PDF

Ток-шоу как жанр современной массовой культуры

Кондратьева Наталья Евгеньевна, Мордовина Людмила Владимировна
Данная статья представляет собой анализ ток-шоу как жанра массовой культуры. Оно рассматривается как многогранное средство заполнения телевизионного эфира, многофункциональный аспект массовой и межличностной коммуникации.
Читать PDF

Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры

Слепцова А. , Ромах О. В.
В статье рассмотрен комплекс вопросов, касающихся феномена глянцевого журнала как продукта и жанра современной массовой культуры. В статье была определена категориальная принадлежность понятия «глянцевый журнал».
Читать PDF

Жанр интервью в системе репрезентаций национальной культуры народов Северного Кавказа

Рева Екатерина Константиновна
В статье рассматривается жанр интервью (в частности, интервью-мнение) в контексте проблемы отражения национальных культурных ценностей народов Северного Кавказа в российской периодической печати.

Похожие термины:

  • Беседа как жанр аналитической журналистики

    Беседа, наряду с интервью, является важным аналитическим жанром журналистики, имеющим форму диалога или полилога. Беседа аналитического характера достаточно широко использовалась на страницах п
  • АВТОБИОГРАФИЯ КАК ЖАНР ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

    Документ информационного типа, нацеленный на описание жизненного пути составителя текста. Пишется от 1 лица в хронологическом порядке. Жанровая форма включает сообщение следующей информации: 1) с
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий: 1) новизной теоретического или эмпирического содержания; 2) единством научного подхода; 3) смыслов
  • Обзор СМИ как жанр

    слово «обзор» обычно понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ, чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературно
  • Письмо как жанр

    возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Будучи опубликованным, письмо становилось достоянием аудитории, в силу этого представлять данный жан
  • Бытовой жанр

    (от франц. genre – стиль, жанр; образ, манера; род, вид). Побутовий жанр. Genre of everyday life. Жанр в изобразительном искусстве, показывающий особенности повседневной (как правило, современной художнику) частн
  • Версия как жанр

    это публикация особого рода, так как она базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порожда
  • Речевой жанр

    Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаки речевого жанра – вариативные стилистические средства языка, отбираемые в соответствии с
  • Жанр телепередач

    Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей. Жанры отличаются по роду (документальные или игровые), по методу построения образа (с