ЖАНР
Жанр
Тип текста, который следует в своем построении неформальным правилам и литературным условностям, известным под названием «законы жанра». В социологии массовой коммуникации используются различные жанры подачи информации. Понятие соотносится с понятием рубрики в газетах, журналах, телепередачах.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ЖАНР
GENRE) Термин, обозначающий тип текста, такой, как детектив, роман, научная фантастика, мыльная опера. Каждый жанр имеет свои условности, хорошо известные как производителям текста, так и воспринимающей его аудитории, и может пересекать границы различных средств коммуникации. Утверждается, что удовольствие, получаемое аудиторией от того или иного жанра, связано с тем, что ее члены знают, что будет происходить дальше, и хотят видеть, как это будет происходить.
Источник: Социологический словарь
Жанр
(от франц. genre – стиль, жанр; образ, манера; род, вид). Жанр. Genre. Ж. – разновидность или тип художественных произведений в различных направлениях развития искусства, которым свойствен особый сюжет и стиль, ознакомление с которыми порождает ожидание определенного рода событий и соответствующих им переживаний. Характер и содержание произведений, исполненных в ориентации на тот или иной Ж., формирует художественный вкус. Например, литературный текст может быть написан в ориентации, скажем, на роман в его жанровых разновидностях: приключенческий роман, психологический роман и т. д., детектив, драма, мыльная опера, научная фантастика и пр. Знание законов или хотя бы основных особенностей Ж. настраивает публику (аудиторию) на определенное восприятие текста в силу того, что они знают, чего можно ожидать от сюжета и хотят быть свидетелями того, что это будет происходить в данном произведении. Подтвержденное ожидание приносит наслаждение, а неподтвержденное – разочарование. Частота выбора жанра является показателем духовных потребностей индивида или аудитории, уровня и направленности развития общей культуры общества и доминирующих в нем ценностных ориентаций.
Жанр
(лат. genus и фр. genre – род, вид) Термин обозначает определившийся в ходе исторического развития тип отражения действительности, отдельных сегментов жизни, а также разновидность конкретного рода творческой деятельности. В обобщенном смысле понятие присутствует в осмыслении продуктов конкретного вида творческой деятельности, наделенных совокупностью признаков и отличительных черт. В медиаисследованиях определение жанровой специфики связано с изучением предметного ряда журналистских материалов и – как следствие – многообразия социальных практик, общественной жизни, остающейся основным предметом отображения, а также с учетом актуальных функциональных моделей современных медиа (в т. ч. средств массовой информации) и их отдельных функций, реализация которых требует использования различных жанровых средств. Литературоведческий подход к анализу жанров предполагает наличие конвенциональных установок, договора между автором и аудиторией относительно системы, порядка и характера презентации в тексте различных субъектов, явлений и процессов реальной жизни, а также связь жизненных событий с формами их отражения в творческих произведениях. При этом современные подходы к изучению журналистики и массовых коммуникаций обеспечивают преемственность исследовательской традиции и рассмотрение выбора средств для решения конкретных информационных задач. Существуют ряд содержательно‑формальных характеристик текстов и три жанрообразующих признака – предмет, метод и функция. Однако единой классификации жанров журналистики нет, что приводит к дифференциации отечественных и зарубежных, теоретических и прикладных систем жанров. В частности, речь идет о «событийных» и «комментарийных», информационных, аналитических и художественных жанрах и др. Традиционная классификация информационных журналистских жанров включает как наиболее распространенные заметку – тип текста небольшого объема, предоставляющего информацию об определенном событии; информационную корреспонденцию, детально знакомящую аудиторию с тем или иным предметом осмысления (событием, феноменом, действием); информационное интервью, предполагающее исключительно информирование, трансляцию сведений без комментария и анализа; репортаж, создание которого предполагает применение метода наблюдения, закрепление информации о процессе наблюдения и его результатах, а также формирование т. н. «эффекта присутствия», и др. К группе аналитических жанров относят, например, рецензию, рассматривающую конкретные художественные произведения и предоставляющую авторскую оценку данных произведений; статью, предполагающую детальное изучение и анализ социально значимых процессов и явлений, выявление причин и следствий данных процессов и явлений, внутренних закономерностей и тенденций развития различных социальных процессов; журналистское расследование как текст, центром которого становятся негативные проявления социальной жизни и нарушения общественного порядка, предполагающий выяснение скрытых и явных обстоятельств происшествий и событий, и др. К группе художественно‑публицистических жанров относят прежде всего очерк, суть которого заключается в совмещении репортажного и исследовательского подходов. В условиях развития современной медиакоммуникационной среды данное понятие претерпевает изменения, как и обозначаемые им фрагменты контента. Мультимедийный лонгрид стал ярким примером неприменимости теории жанров к новым типам журналистских произведений, возникающих в цифровой среде. В основу лонгрида положен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Этот новый способ презентации информации предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования. Актуальным становится термин «формат», обозначающий сочетание признаков различных предметов коммуникативного взаимодействия, совокупность черт конкретных фрагментов контента. Многообразие значений термина включает в себя не только перечисление жанровых признаков материала, но и дополнительные параметры: набор внешних параметров медиатекста; типологические характеристики конкретных информационных ресурсов; принадлежность текста к определенному роду творчества; локализацию текста в медиаком‑муникационном пространстве; специфику разных видов используемого для трансляции информации канала коммуникации. Термин «формат» пригоден для анализа финансового потенциала, возможной эффективности отдельных групп материалов при воздействии на аудиторию.
Литература Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2013. Кульчицкая Д. Ю., Галустян А. А. Лонгриды в онлайн‑СМИ: особенности и технология создания. – М.: Аспект Пресс, 2017. Лазутина Г В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 10: Журналистика. – 2010. – № 6. – С. 14–21. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2017.
Литература Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2013. Кульчицкая Д. Ю., Галустян А. А. Лонгриды в онлайн‑СМИ: особенности и технология создания. – М.: Аспект Пресс, 2017. Лазутина Г В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 10: Журналистика. – 2010. – № 6. – С. 14–21. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2017.
Жанр
исторически сложившаяся модификация отображения реальной действительности, обладающая набором повторяющихся сходных содержательно-формальных (жанровых) признаков. Эти признаки называются жанрообразующими факторами. В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в процессе жанрообразования не равновелика. Предметом журналистского отображения может стать практически любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределен предметом отображения? Очерк и рецензия практически всегда имеют разный предмет отображения. Но этого нельзя сказать об очерке и информационной заметке, предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие «предметные совпадения» могут быть обнаружены у многих иных жанров, в то же время публикации, принадлежащие к одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения. Предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет значение лишь для некоторых жанровых образований, но отнюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообразии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определенных пределах. Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в подавляющем числе случаев находится во внешнем по отношению к этому автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своем внутреннем мире, занимается самоанализом. Это дает возможность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две (очень неравные по объемам их присутствия в современной журналистике) группы: собственно аналитические, и, говоря условно, «самоаналитические» публикации. Данная предметная «развилка» является постоянным жанрообразующим фактором. «Сильнодействующим» жанрообразующим свойством обладает целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением. В первом случае (в информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их «свернутом» виде, а во втором случае он «разворачивает» такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения. Целевая установка проявляется, прежде всего, в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр. По мнению ряда исследователей, в журналистике существует два основных метода «преобразования» объективной действительности в ее информационный аналог – рационально-познавательный (логический) и художественно-образный. К каким жанровым «последствиям» ведет применение рационально-познавательного метода действительности? Понять это в полной мере можно, вспомнив, что этот метод включает в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Что же касается использования в журналистике художественно-образного метода, то этот уровень требует некоторого уточнения. Суть его заключается в безграничном применении авторской фантазии, авторского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом». Но при этом отнюдь не ставится цель отобразить сиюминутные актуальные достоверные факты, чем «озабочена» в основном современная журналистика. В журналистике элементы вымысла могут быть применены лишь изредка для того, чтобы «оттенить» такие факты. Причем хороший журналист всегда дает понять читателю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их «сосуществования». Говорить о применении в журналистике художественно-образного метода можно лишь с определенными оговорками, понимая под этим прежде всего использование образно-экспрессивного языка, определенного уровня детализации отображения предмета, применение условности при реконструкции событий. Результатом правильного использования художественно-образного метода в журналистике является создание текстов, содержащих не художественные образы (что присуще художественной литературе), а публицистические, то есть образы, ограниченные «правдой факта», но не «правдой жизни в целом», как это свойственно литературному реализму. Тем самым публицистика выступает переходной ступенью, «пограничной зоной» между журналистикой и художественной литературой.
Источник: Энциклопедический словарь СМИ