Жанровый анализ

Найдено 1 определение
Жанровый анализ
(genre analysis, жанравы аналiз) — процедура поиска и сравнения различных форм речевой практики в НМ, построенной по стандартам традиционных, национально определяемых правил общения, не позволяющих пользователям выйти за пределы системы регулятивной организации речи. Считается, что все многообразие речевых форм и их вариативность определяется жанровыми требованиями, которые предоставляют нам возможность выразить свою мысль в том или ином виде: задать вопрос, рассказать сказку, высказать свое мнение, обсудить новости и т. п. Само понятие жанра восходит к «Поэтике» Аристотеля, и в теории литературы, фольклористике, риторике ему уделялось много внимания (на уровне понятий «жанр речи», «языковой жанр», «жанр общения»), однако в понятийный аппарат лингвистики оно вошло только на исходе прошлого века, когда специальную работу на эту тему написал М. М. Бахтин. Это стало возможным лишь после того, как в рамках языковедческих исследований при смещении акцента от языка к речи была осознана значимость понятия жанра не только для художественного творчества, но и речевой практики в целом. Ведь мы можем говорить, осуществлять свои намерения в виде высказываний только в рамках определенных жанров — именно это является условием межличностного взаимодействия и константой продуктивной коммуникации между людьми. Многие исследователи отмечают близость понятия «речевой жанр» термину «языковая игра» (language game) в работах Л. Витгенштейна (L. Wittgenstein), однако для современной лингвистики более подходящим оказалось понятие «речевой акт» Дж. Остина (J. Austin). А. Вежбицка (A. Wierzbicka) попыталась воплотить в жизнь бахтинскую идею построения единой системы речевых жанров в своей версии семантической теории элементарных смысловых единиц («семантических примитивов»). В рамках этой теории предполагается, что практически все жанры могут быть сведены к некоторым достаточно четким формулировкам («речевым формулам»), состоящим из последовательности простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные акты говорящего, определяющие данный тип высказывания. Доступность и универсальный характер (в рамках традиционного использования национального литературного языка) данных лингвистических конструкций обеспечивается за счет элементарных смысловых структур, лежащих в основе речевых ходов / коммуникативных актов и их частой повторяемости, что позволяет сравнивать различные жанры и демонстрировать связывающие их структурно-функциональные отношения. А. Вежбицка сопоставляет множество такого рода «примитивов» и показывает сходство формул, определяющих самые разные речевые жанры. На сегодняшний день вполне осознана необходимость формирования новой научной дисциплины в рамках риторики, лингвистики и поэтики, которая бы занималась типологией и сравнительным анализом самых разных жанровых единиц. Это позволило бы осуществить применительно к текстам сообщений НМ типологию и классификацию жанровых форм и речевых актов, обозначить связь медийных жанров с коммуникативными стратегиями, тактиками и речевыми событиями в интернете, выявить новые сетевые жанры и своеобразие их использования в контексте той или иной языковой картины мира, культуры речи, истории языка и пр.
Литература Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. Барнет В. Проблемы изучения жанров устной научной речи // Современная устная научная речь. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. С. 80-125. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237–280. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016