в развивающихся странах) (womens movement, developing world), движение, к-рое, как и Ж.д. в зап. странах, преследует цель — добиться равенства между мужчинами и женщинами. В развивающихся странах женщины обычно в большей степени страдают от неравенства, чем в зап. странах: процент женщин в общем числе работающего нас. и уровень их грамотности ниже, тогда как Коэффициент рождаемости и показатель смертности женщин при родах, как правило, выше. Ограниченный доступ к образованию, низкий уровень подготовки, традиционно заниженная оценка женского труда по сравнению с мужским — все это принижает роль женщин в эконом., обществ, и полит, жизни стран. Работающих женщин, как правило, направляют на низкооплачиваемую и неквалифицированную работу, а общая их нагрузка больше, чем у мужчин, т.к., помимо прочего, они ведут домашнее хво, обслуживая большую семью. Во мн. странах женщины пытались улучшить свое положение, напр., протестуя против существующего законодательства о завещании имущества и принятых в исламских и араб, странах правил, предписывающих женщинам вести затворническую жизнь. В Африке прогрессивные орг-ции поддерживают женщин, занимающихся с.х. (на долю их приходится 70% производимого на континенте продовольствия), предоставляя им более широкую возможность использовать технику. В развивающемся мире в женских орг-циях, как правило, состоят женщины из более образованных слоев, как, напр., в Индии, где вызывают протест нек-рыс обычаи вроде вымогательства денег в счет приданого.
Женское движение
Женское движение
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Женское движение
в странах Запада) (womens movement, Western world), движение за достижение равноправия между мужчинами и женщинами. Идеи, связанные с феминизмом, зародились в древности, но реальная борьба за равноправие восходит к эпохе Просвещения (18 в.). В опубликованной в 1792 г. кн. Мэри Уоллстонкрафт Защита прав женщин выдвигались требования равных возможностей для женщин. В 19 — нач. 20 в. центр, задачей Ж.д. была борьба за предоставление женщинам избирательных прав. Осн. идеи и принципы совр. Ж.д. изложены в работах Второй пол (1949) Симоны де Бовуар; Загадка женственности (1963) Бетти Фридан, амер. феминистки, основательницы Национальной организации женщин США; Сексуальная политика (1969) Кэйт Миллет, амер. писательницы; Рожденные женщиной (1977) Ариен Рич и др. Ж.д. выступает против патриархальной природы совр. об-ва (патриархат, дискриминация по половому признаку), в к-ром доминируют мужчины. Феминистки считают, что мужское превосходство не является неизбежным рез-том физ. или интеллектуальных различий между мужчинами и женщинами, и стараются изменить существующие стереотипы. В Ж.д. можно выделить три направления деят-ти: укрепление солидарности и развитие самосознания женщин, благодаря чему отд. группы женщин подвергают переоценке свою роль и положение в об-ве; орг-ция и проведение обществ, кампаний, привлекающих внимание об-ва к таким вопросам, как аборт, равная оплата труда и возможность получения работы, охрана детства, порнография и насилис в семье против женщин; академические исследования в области культурологии и проблем, связанных с жизнью женщин, дающие теоретич. анализ движения. Хотя в целом Ж.д. имеет общие цели, начиная с 1970-х гг. разл. его течения использовали разные способы достижения этих целей. Одни участницы Ж.д. ведут работу, используя сеть образовательных орг-ций и групп, заинтересованных в улучшении положения женщин в об-ве и по возможности этому способствующих, тогда как др. выступают за глобальное изменение существующих социальных установок. В наст, время работа ведется гл.об. с целью закрепления достигнутых завоеваний. Так, в кн. Бумеранг (Backlash, 1991) Сюзан Фалуди выражена озабоченность амер. женщин в связи с ущемлением их прав, напр., права на аборт. В то же время наблюдается стремление интегрировать интересы женщин, не принадлежащих к господствующей культуре (напр., цветных женщин, женщин из раб. среды и лесбиянок, к-рые внесли значит, вклад в Ж.д.), в общую борьбу за права женщин и обеспечить равенство полов на работе и дома.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия