sacrifice), ритуальное приношение божеству или сверхъестественному существу, нередко сопровождаемое уничтожением жертвы. Ж. в том или ином виде существует в большинстве известных религий, при этом виды жертв, сопутствующие обряды, а также мотивы и цели жертвователей могут быть весьма различными. В жертву обычно приносится либо живое существо, либо что-то символизирующее собой жизнь, или просто ценная вещь. Акт Ж. может заключаться в убийстве, сжигании, уничтожении или захоронении приносимого в жертву существа или предмета, либо символического изображения жертвы. Большинство Ж. совершается гл.об. с целью восхваления, благодарения, просьбы либо искупления (включая очищение и умилостивление). Существуют разл. теории происх. Ж., каждая из к-рых дает объяснение отд. их видов, но не всего явления в целом. Одни исследователи рассматривают Ж. как особый вид дара — либо в знак уважения, либо с целью задобрить божество, - что, подобно обмену дарами между людьми, подразумевает взаимные обязательства. Др. отмечают, что Ж. может принимать форму общей трапезы, когда ритуальное заклание жертвы и совместное вкушение пищи способствуют сплочению общины. Кроме того, Ж. служит ср-вом установления связи между миром божественным и миром земным. Согласно еще одной теории, Ж. — это не столько обращение к какому-то опред. божеству, сколько способ вызвать к действию божественные или магические силы. Примером обряда Ж., совершаемого в наши дни, может служить христ. таинство причащения, к-рое является мистическим приобщением верующих к Телу и Крови Господней и понимается как подлинное присутствие Иисуса Христа, принявшего крестную смерть во искупление грехов человечества. Христианство заимствовало идею искупительной жертвы из древн. иудаизма, но сами иудеи не практиковали Ж. со времен Вавилонского плена (586—539 гг. до н.э.), вместо Ж. гл. формой богослужения стала молитва. Реформатская христ. церковь рассматривает причащение как таинство поминовения, не имеющее жертвенной силы. Вместе с тем христианство с самого начала утверждало необходимость самопожертвования или внутр. самоотречения, поэтому особое значение придавалось аскетизму. Ислам запрещает совершение обряда Ж. во время офиц. богослужения, однако в мусульм. обвах Ж. широко практикуется во время хаджа, или паломничества, а также во время праздника Ид аль-адха, отмечаемого в память о Ж. Авраама и носящего вместе с тем благотворительный характер (закат, один из пяти столпов ислама), поскольку мясо жертвенного животного раздается неимущим. В индуизме принесение в жертву пищи (прасад) является составной частью богослужения (пуджа). В соответствии с учением ахимсы буддизм запрещает Ж., связанные с пролитием крови, но древн. обычаи сохраняются в новом облике, как, напр., в Тибете, где древн. обычай человеческого Ж. заменен символическим жертвоприношением теста у алтаря.
0.00 байт