Жестокое обращение с детьми

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Жестокое обращение с детьми
(child abuse) – общий термин, который обозначает любое действие или бездействие родителей, ведущее к причинению (или возникновению высокой вероятности причинения) серьезного вреда детям. Включает физическое насилие, сексуальное насилие, эмоциональное насилие (психологическое), пренебрежение потребностями детей и их эксплуатацию.

Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.

Жестокое обращение с детьми
child abuse and neglect), физ. и моральный ущерб, причиняемый взрослыми детям. Что считать Ж.о. с д., зависит от норм, принятых в об-ве (в одних принято бить ребенка за плохое поведение, в др. — нет). Дети могут страдать от физ. или душевных травм (напр., вызванных длительной изоляцией), от невнимательного отношения, приводящего к недоеданию, болезням и несчастным случаям. Ж.о. с д. чаще всего встречается в неблагополучных семьях, где царит нездоровая обстановка, объясняющаяся, как правило, бедностью или внутр. конфликтами. Существуют разл. пути решения этой проблемы — от превентивных мер в виде помощи родителям, оказываемой разл. социальными службами, в т.ч. здравоохранения и охраны детства, до прямого вмешательства, часто заканчивающегося лишением родительских прав. Термин жестокое обращение об-ва с ребенком иногда используется в отношении наносимого детям ущерба, когда это объясняется неблагополучной средой или неблагоприятными социальными и полит, условиями. Конвенция ООН о правах ребенка выдвигает на первый план обязанность гос-ва защищать всех детей и принимать спец. меры в отношении являющихся жертвами жестокого обращения со стороны об-ва. Однако возможности решения этой проблемы с помощью междунар. права ограничены, т.к. roc-во часто само является правонарушителем, а ООН, не имея ср-в принудительного воздействия на пр-ва, может лишь наблюдать за их деят-тью.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
намеренные целенаправленные действия или бездействие, приводящие к травме, увечью или смерти.
Традиционно, говоря о жестоком обращении, имеют в виду жестокое обращение с детьми, но в последнее время большое освещение получают случаи жестокого обращения со взрослыми, включая нарушение прав людей с умственной отсталостью, например испытывающих трудности в обучении. Жестокое обращение в супружеской паре чаще называют домашним насилием.
Определенные обстоятельства могут повышать риск насилия для определенных групп (например, в группе риска дети в любой стране, где идет вооруженный конфликт или население живет за чертой бедности). Тем не менее в большинстве индустриальных обществ жестокое обращение понимается как намеренный акт, совершенный отдельным человеком, семьей или группой, или действия, которые человек, семья или группа не смогли предотвратить.
Социальные работники имеют дело с несколькими формами злоупотреблений в отношении детей. Физическое насилие означает намеренное использование силы с целью причинения боли, травмы или убийства ребенка. Задачи диагностировать случаи жестокого обращения с детьми перед социальными работниками не стоит, но они обязаны в подозрительных случаях инициировать расследование с целью защиты ребенка. Для этого им необходимо знать, какие травмы может получить ребенок в случае преднамеренного физического насилия. В частности, необходимо отличать случайные травмы от преднамеренно нанесенных. Социальные работники также часто сталкиваются с ситуациями, когда вред ребенку нанесен вследствие халатности при выполнении родителями или опекунами обязанностей по уходу за ребенком, как результат невнимания к его нуждам. В случае халатного отношения дети дошкольного возраста являются особо уязвимой категорией. Результатом невнимательного отношения могут стать повторяющиеся травмы, например ожоги при отсутствии должного контроля за ребенком, истощение и задержка в развитии. Социальные работники также имеют дело с преступлениями против детей на сексуальной почве, которые могут принимать разные формы: обнажение, порнография, эксгибиционизм, приставание, ласки половых органов и физический контакт разных видов как на добровольной основе, так и насильственный. В последнем случае имеет место изнасилование.
Несмотря на то что травмы ребенка, подвергшегося насилию, могут быть достаточно серьезными, определить, что они возникли в результате насильственных действий, бывает непросто, и обычно требуется вмешательство как специалистов, так и обычных граждан. Существуют факторы риска, позволяющие определить повышенную вероятность жестокого обращения с ребенком в семье. К таким факторам относят следующие: несовершеннолетняя мать-одиночка, преждевременные роды, рождение недоношенного ребенка, предыдущие случаи жестокого обращения в семье, алкоголизм, присутствие одного из родителей, который ранее был замечен в жестоком обращении с ребенком.
Таким образом, данные определения жестокого обращения базируются на понятиях злоупотребления властью, предательстве доверия и негативных последствиях для человека. Дети автоматически являются группой риска, так как по определению заведомо слабее взрослых. Также риск по сравнению со среднестатистическим населением возрастает в группе взрослых, получающих медико-социальную помощь. К таковым относятся: пожилые люди, инвалиды разных категорий, люди со сложностями в обучении, психически нездоровые люди, с хроническими заболеваниями и злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
Е.Н. Приступа
Лит.: Социальная работа: Словарь терминов / Пер. Е.Н. Приступы, П.А. Степичева, М.С. Фироновой; Под ред. Е.Н. Приступы. М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. С. 180–184.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
любые формы физического, психического, сексуального или экономического и социального насилия над ребенком в семье или вне семьи. Сегодня это единственное существующее определение понятия «жестокое обращение с детьми». Оно подвергается критике главным образом из-за того, что объясняет исследуемый феномен по фактам совершения насилия. Но жестокое обращение не ограничивается насилием, оно является более широким понятием. Сложность заключается еще и в том, что не существует юридического определения «жестокого обращения». Пытки, насилие, жестокое отношение, поведение, которое унижает человеческое достоинство - это все является составляющими жестокого обращения. Жестокое отношение к детям предопределяется как недееспособностью и зависимостью ребенка, его неумением себя защитить, его слабостью, так и позицией взрослого, который «реализуется» в такого рода обращении с ребенком, отстаивая свою позицию сильного. Институционными видами жестокого обращения с детьми являются: в семье (родителей, опекунов детей); в школе, детском учреждении (воспитателей к детям); в микросреде ребенка (соседи, молодежь в детском коллективе, в воспитательных учреждениях и т. п.). Проявлениями жестокого обращения с детьми является обман детей, игнорирование потребностей детей, нарушение их прав; отсутствие ухода за ними (или неудовлетворительный уход); изоляция ребенка, бойкот (в детском коллективе); отсутствие проявлений родительской любви, доброты, чуткости; безответственность к детям; бездеятельность родителей относительно ребенка в затруднительной ситуации; насилие всех видов; грубость, насмешка, неуважение к достоинству, личности ребенка; такое отношение к ребенку, которое не учитывает его возраст: ребенок просто не может сделать то, что требуют от него; авторитарный стиль общения с ребенком; пренебрежение ребенком. Жестокое обращение с детьми проявляется на уровнях: „родители-дети” (семейные связи), „взрослые-дети” (профессиональное, личное общение), „дети-дети” (межличностные отношения), «дети–чужие, незнакомые» (случайные встречи). Жестокое обращение с детьми в школе, воспитательном учреждении со стороны учителей, воспитателей проявляется в унижениях, попытке поставить в угол; битье; раздевании ребенка перед другими как наказание; упоминании при классе о недостатках ребенка, особенностях семьи, семейных событиях, о которых учителю стало известно; непосильном труде; игнорировании физических потребностей ребенка (нельзя пойти в туалет); существовании «любимчиков»; повышенном тоне, крике, необоснованных, неадекватных оценках; строгой дисциплине, которая держится на страхе, а не на интересе к учебе; авторитаризме, требованиях без объяснений; нецелесообразных требованиях к внешнему виду ребенка (прически, формы) и применение действий относительно его улучшения – подстригание собственноручно, снятие украшений, отбор мобильных телефонов и тому подобное; педофилии, растлении. Жестокое обращение с детьми в микросреде проявляется в обидчивых прозвищах; насмешке над внешним видом, родом деятельности, поведением детей, которые выделяются среди ровесников; принуждении к негативным действиям (докажи, что не боишься учителя, что ты не хуже других – куришь, принимаешь наркотики, как взрослый занимаешься сексом и тому подобное); бойкоте, игнорировании; битье; отбирании у тех, кто слабее дорогих вещей, денег, еды; угрозах, унижениях; принуждении к «служению» сильному (нести портфель, быть на подхвате, дежурить, и тому подобное); изнасилованиях; травле. Жестокое обращение с детьми может быть: грубым, игнорирующим, контролирующим (как гиперопека), авторитарным, насильственным. Среди социальных и культурных условий, которые способствуют жестокому обращению с детьми, следует выделить: отсутствие в социальном сознании непринятия телесных наказаний, культ насилия в средствах массовой информации, отсутствие эффективной профилактической политики государства, недостаточное понимание проблемы обществом, низкая правовая грамотность населения, несовершенство законодательства. Особой формой жестокого обращения с детьми являются телесные наказания. Невзирая на благородную воспитательную цель применения телесных наказаний, последствия для последующего развития ребенка такие же, как и от других форм жестокого поведения. Жестокость, особенно относительно детей, вызывает у них чувство вины, неуверенность в себе, способствует формированию психологических комплексов и в значительной мере деформирует процесс социализации. Как следствие, у ребенка формируются преимущественно негативные качества: агрессия, жестокость, ненависть к миру, бесцельность бытия, жажда неосознанной мести или же, в противном случае, ребенок начинает искать психологическую защиту, опеку, безопасность у других людей. При применении насилия у ребенка исчезает чувство доверия к обидчикам, защищенности. Перенесенное в детстве насилие оставляет отпечаток в сознании человека на всю жизнь. Важным является использование альтернативных методов воспитания детей, которое зависит от педагогической культуры родителей, воспитателей, учителей, социального окружения, культуры в микросреде, моральных ценностей.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)