Жизнь социальная
Жизнь социальная
совокупность многообразных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей. «...Что такое жизнь,спрашивал К. Маркс,если она не есть деятельность?» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 91). Главной особенностью Жс. является ее совместный характер, обусловленный взаимодействием индивидов, образующих через свои связи и отношения социальные общности. Как совместная деятельность Ж. с. выступает под видом общественной жизни и существует в ряду, во взаимопроникновении таких основных форм проявления последней, как экономическая, политическая и духовная жизнь. Однако непосредственные «рамки» Ж. с.социальные отношения, совокупность которых образует сферу социальную общества, где в основном и протекает Ж. с., получая ту или иную организацию и направленность. Поскольку Ж. с. носит совместный характер, то ее общая характеристика предполагает выделение прежде всего тех условий и свойств, которые выступают в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно процесса жизнедеятельности людей. В таком случае эти люди являются совокупным субъектом носителем своей Ж. с. Среди первейших непосредственных условий Ж. с. следует выделить социальную предметность как универсальное средство осуществления деятельности и материализации общественных отношений. Основными формами этой предметности являются телесная (биосоциальная), вещная, институциональная и знаковая. В своем единстве они образуют тот предметный мир человека и общности, в рамках которого развертывается полное богатство проявлений Ж. с. В частности, телесная форма предметности, являясь материальным носителем сущностных сил человека и непосредственным условием его реального существования, обусловливает саму возможность Ж. с. Вещная форма предметности, будучи результатом преобразования вещества природы и заключая в себе «угасшую» деятельность, предстает как огромное море потребительных стоимостей для производственного и непроизводственного потребления. В связи с этим Ж. с., потребляя многочисленные вещи, заключает в себе определенные стороны процесса общественного круговорота веществ. Институциональная форма предметности (см. Институт социальный), включая в себя организованные группы людей с их четко фиксированными статусами, связями и ролями, дифференцирует, закрепляет и регулирует течение Ж. с. Наконец, знаковая форма предметности выполняет функцию хранения и передачи информации, благодаря чему потоки информации, информационные взаимодействия пронизывают Ж. с., а сама она существует в этом отношении как общение. Но выделением непосредственно совместных, коллективных форм жизнедеятельности людей характеристика Ж. с. не исчерпывается. Ее следует рассматривать также и со стороны тех свойств и форм, которые в подобном виде не проявляются или проявляются слабо, имея «скрытый» социальный характер, например, непосредственная (естественная) и личная (частная) жизнь человека. Речь идет о том, что, как и все другие процессы и формы общественной жизни, Ж. с. есть вместе с тем проявление и обеспечение непосредственной жизни, протекающей в индивидах. Люди, живя Ж. с., одновременно живут и своей непосредственной жизнью, затрачивая на Ж. с. собственную энергию, нервы, здоровье. Поэтому Ж. с. насквозь пропитана процессами и отношениями, связанными с реализацией, производством и воспроизводством этой непосредственной жизни. А поскольку данный процесс, как известно, бывает двоякого рода (с одной стороны, производство средств к жизни, с другой производство самого человека, продолжение рода), то Ж. с. подчиняется в конечном итоге законам не только первого, но и второго. Правда, здесь она приобретает форму личной (частной), в том числе и семейной, жизни, характеризующейся таким типом совместности, который, как правило, предельно индивидуализирован и не существует, не обособившись от общества. Индивидуализация социальных отношений в подобных формах Ж. с. выступает как их закономерность, а сами они строятся преимущественно на принципе личного удовольствия и тайны. Однако и в этом случае данные формы Ж. с. остаются совместными формами жизнедеятельности людей хотя бы в силу их, людей, общественной природы. «Индивид есгь общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни,подчеркивал К. Маркс,даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного. совершаемого совместно с другими, проявления жизни,-является проявлением и утверждением общественной жизни» (там же. Т. 42. С. 119). Таким образом, Ж. с. есть совместная жизнедеятельность людей, предполагающая их взаимную зависимость и потребность друг в друге и обеспечивающая сохранение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где осуществляются совместная деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями. Это жизнь в рамках коллективно выработанных стереотипов поведения, общественной дисциплины, социальных предписаний, обезличенных норм, требующих соответствующих реакций и действий. Созидая свою Ж. с., люди вместе с тем создают и социальные отношения, в рамках которых она реализуется. Отсюда основными формами Ж. с. являются труд, потребление, досуговая деятельность, общение, личная жизнь, социализация (обучение и воспитание) молодых поколений. С внешней, поверхностной стороны Ж. с. выступает в виде разномасштабных событий, происходящих в определенном пространственно-временном интервале, их совокупность составляет ее ткань, непрекращающийся поток. Через смену этих событий проявляются динамика и ритмика Ж. с. Среди основных характеристик Ж. с. следует указать на ее практический характер, ситуативность и целенаправленность, не исключающую стихийности. Ей присущи определенный способ реализации (образ и стиль жизни), уровень организации и удовлетворения потребностей людей, качество, она обладает значительной инерционной силой. Ж. с. всегда реализуется как разрешение одних и одновременное порождение других проблем, задач, как переход от одной проблемной ситуации к другой. Субъект Ж. с. сам же ее и организует с учетом универсальных, локальных и индивидуальных условий жизненной ситуации. При этом важное значение имеет инфраструктура социальная, придающая Ж. с. то или иное качество через создание определенных удобств и неудобств в удовлетворении разнообразных потребностей людей. В связи с тем, что в реальной Ж. с. переплетаются массовые и индивидуальные явления и процессы, в ней следует различать индивидуальный уровень (социальная жизнь индивида, личности) и уровень массовых процессов жизнедеятельности (Ж. с. общества, класса, группы). В первом случае социология, изучая Ж. с., выявляет широкий спектр ее индивидуальных проявлений, составляющих повседневную жизнь людей, в том числе и частную, во втором она создает картину Ж. с. общества на основе выделения особенного, т. е. социальной жизни многочисленных общественных групп. Это позволяет выявлять общие закономерности Ж. с., наиболее устойчивые способы ее организации и реализации. Однако следует отметить, что в нашей социологии еще не выработана специальная теория Ж. с., опирающаяся на собственный понятийный аппарат и раскрывающая ее свойства, признаки, показатели.
Источник: Социологический справочник