система внешних по отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредующих его активность (В.А. Петровский); взаимодействие человека с обстоятельствами жизни (Б.Г. Ананьев); обстоятельства-характеристики (Д. Магнусон). Типы Ж.с. — повседневные, значимые и трудные.
Б.Г. Ананьев пишет, что взаимодействие человека с обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию, которая всегда заключает в себе возможности развития личности. В заданных ситуациях развития человек реализует комплекс общественных функций, который проецирует сложную систему субъективных свойств человека.
В качестве оснований классификации Ж.с. могут выступать следующие характеристики (Е.А. Белан): 1) порождаемые ситуацией психологические процессы (М. Аргайл, А. Фернам, Дж. Грейам); 2) характер нарушения жизнедеятельности субъекта (А.М. Матюшкин, Ф. Е. Василюк); 3) уровень индивидуальной стрессогенности (Е. О. Лазебная); 4) стимулы воздействия (Шотланд, Хастон); 5) обстоятельства-характеристики (Д. Магнусон); 6) тип стрессора (Р.М. Грановская, И.Е. Никольская). Данные основания классификации подразделяются на группы, относящихся к области субъекта (1–3) и относящихся к области объекта (4–6). В самом общем Ж.с. можно подразделить на две большие группы: 1) ситуации, в которых направляющие и регулирующие силы субъект-ситуационного взаимодействия находятся в пределах субъекта; 2) ситуации, в которых направляющие и регулирующие силы субъект-ситуационного взаимодействия выносятся за пределы субъекта.
Трудная Ж.с. — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Е.Н. Приступа
Лит.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. М.: Питер, 2010; Белан Е.А. Жизненная ситуация как необходимое условие реализации активности личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Т. II (Психолого-педагогические науки); Белан Е.А. Типология трудных жизненных ситуаций в антропологической парадигме взаимодействия // Вестник университета (Гос. ун-т управления). М.: ГУУ, 2008. № 11. С. 15–19.