ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ

Найдено 1 определение
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ
динамика взаимодействия инновационного процесса с его средой, период эффективности новшества для его создателей и потребителей.
Внутреннюю среду образуют все участники процесса — акторы инновации — люди и организации, благодаря которым осуществляется инновация, а внешнюю — заказчики и потребители, а также состояние техники и технологии произ-ва, их возможности освоения новшеств. Кроме того, предполагается оценка инноваций с позиций мирового рынка и требований Киотского договора.
Различаются несколько типов Ж. ц. и. в п. Если потребителем новшества является заказчик, то жизненный цикл инновации ограничен внедрением созданного новшества в организации-заказчике, это квазирыночный Ж. ц. и. в п. При монопольном производстве новшества имеет место монопольно-рыночный жизненный цикл. Здесь действуют правила свободного рынка: «качество выше — цена ниже». В этом случае цикл инновации состоит из пяти стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение рыночного спроса, финиш. Локальный инновационный процесс ограничен тремя фазами: разработка—изготовление—внедрение.
Третья форма инновационного процесса — расширенное произ-во новшества — является полностью рыночной, причем интенсивность конкуренции нарастает, побуждая фирмы-инициаторы инновации снижать цены на новшество. В таком случае можно говорить о расширенно-рыночном жизненном цикле инновации, в котором различают опять-таки пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш. Старт предполагает затраты или инвестиции на оценку проекта инновации, его разработку, изготовление и оценку опытного образца. Эта стадия убыточна. На следующей стадии — быстрый рост — возможен сверхдоход при максимальной эффективности новшества. Зрелость характеризует расширенное произ-во новшества многими фирмами. Соответственно понижается его рыночная цена, но не размеры доходов производителей. На четвертой стадии происходит насыщение рынка данным новшеством, которое утратило новизну и прежний спрос. Его цена резко снижается, а произ-во оказывается на грани убыточности. Финиш инновации: произ-во новшества стало убыточным, его следует прекратить.
Лит.: Mensch G. Das technologische Patt. Innovationen ueberwinden Depression. — Frankfurt am Main, 1975.
H. И. Лапин

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.