ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ (ЖЦИ)

Найдено 1 определение
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ (ЖЦИ)
определенный период времени от зарождения до использования управленческой инновации, в течении которого она создает конкурентное преимущество в производственной организации. ЖЦИ имеет несколько стадий: 1) актуализация проблемы управления под угрозой утраты конкурентного преимущества организации, практикующей имеющуюся систему управления или ее отдельные элементы; 2) проектирование инновации в управлении – создание прототипа требуемой системы управления (или ее элементов) с необходимыми характеристиками или спецификациями, а также создание механизма контроля перехода к такой системе; 3) освоение инновации – проведение социального эксперимента по внедрению прототипа новой системы управления или ее отдельных элементов (управленческой инновации) и ее отладке на выбранном участке системы управления; 4) внедрение управленческой инновации – преобразование всей системы управления или всех однородных элементов в новую систему с требуемыми состояниями, проектируемыми характеристиками или спецификациями прототипа; 5) рутинизация – освоение управленческой инновации в стабильных, постоянно функционирующих элементах системы управления или заимствование ее другими субъектами управления, сопряженное с утратой конкурентного преимущества организации-разработчика инновации. Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты управления начинают в своей деятельности добровольно воспроизводить управленческую инновацию. В экономической трактовке инновации под ее жизненным циклом понимается чаще всего жизненный цикл продукта или решения, истоки понятия которого восходят к классическим теориям – волновой теории Н. Кондратьева и теории деловых циклов Й. Шумпетера. Инновация здесь связана с инвестициями, а ее жизненный цикл часто делится на условные стадии жизни нового продукта или решения: 1) разработка, 2) выход на рынок, 3) развитие рынка, 4) стабилизация рынка, 5) уменьшение рынка. Инновацию в управлении целесообразно рассматривать не в экономической, а в социологической трактовке, при которой упор делается на изменение субъект - субъектного взаимодействия в процессах принятия и реализации решений. Создание инновации следует рассматривать сквозь призму конкурентоспособности – уникального преимущества системы управления, которая ослабевает по мере распространения управленческой инновации в популяции организаций. Таким образом, жизненный цикл инновации в управлении оказывается короче, чем цикл продуктовой инновации. И.М. Атаян

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.