Жизненный мир

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Жизненный мир (А. Шюц)
понятие используется для обозначения мира повседневности таким, каким он представляется обычным людям. В феноменологической традиции жизненный мир является основным объектом социологического изучения. Главной его особенностью является восприятие того аспекта социальной жизни, который предстает в качестве непреложного, само собой разумеющегося, обыденного. В этом его отличие от других миров социальной жизни, например мира науки или религии [1, 89].

Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
англ. life-world; нем. Lebenswelt. 1. В феноменологии Э. Гуссерля - мир непосредственной практической жизнедеятельности, донаучных значений, предшествующий объективирующей научной рефлексии; Ж. м. лежит в основе систем знания и является результатом конституирующей деятельности сознания трансцендентального субъекта. 2. В феноменологической социологии - обыденная жизнь, интерсубъективный мир, являющийся для живущих в нем миром общих значений и смыслов, воспринимающийся ими как само собой разумеющийся, не подлежащий сомнению и конституирующийся сознанием составляющих его людей.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
LIFE-WORLD) Это понятие используется для обозначения мира повседневности в том виде, в каком он представлен в опыте обычных людей, мужчин и женщин. Для феноменологической социологии жизненный мир является «высшей реальностью» и главным объектом социологического исследования. Главная черта этого мира заключается в том, что он непроблематичен и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Вследствие этого жизненный мир необходимо отличать от мира ученых, в том числе социологов, в рамках которого естественные объекты и социальные взаимодействия не воспринимаются как данность. Этот термин используется Хабермасом для обозначения повседневного мира, наполненного практическими соображениями. См. также: Повседневное знание; Шюц.

Источник: Социологический словарь

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
life-world) (Lebenswelt) — "естественное отношение", которое содержится в повседневных понятиях о действительности и предполагает "не только "природный" опыт..., но также социальный мир " (Шюц и Лукман, "Структуры жизненного мира", 1973). Если феноменология Гуссерля заключала "понятие" в скобки, для Шюца оно является "допустимым", "обыденным", вызывая больше всего впечатлений в отличие от науки. "Запасы знания" ("что каждый знает" — см. также Совокупное знание) и "интерпретативные схемы", используемые социальными акторами в осуществлении повседневной деятельности, как наглядно продемонстрировал Шюц, становится предметом этнометодологии. Мысль Шюца также повлияла на формулировку Гидденсом структурационной теории. См. также Практическое сознание.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МИР ЖИЗНЕННЫЙ
введенное Э. Гуссерлем понятие, обозначающее совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта человеч. жизни. В соц. феноменологии А. Шюца под М.ж. понимается вся совокупность интерсубъективно разделяемого опыта повседневной жизни, включающего в себя восприятие как природных объектов, так и др. человеч. существ, материальных и символич. продуктов человеч. деятельности. М.ж. опред. образом структурирован. Ядро его представляет т. наз. базисное знание, основанное на знании собственного тела и зафиксированном в сознании, органах чувств и двигательном аппарате знании стандартных ситуаций деятельности. Наряду с базисным знанием и применительно к каждой конкретной ситуации деятельности формируется структура релевантно-стей, обнаруживающая (с большей или меньшей степенью ясности) зоны реальности, имеющие отношение к решению данной проблемы. Кроме того, также применительно к конкретным ситуациям происходит типологич. структурирование предметной и символич. среды деятельности: по мере удаления от проблемного "центра" объекты и явления воспринимаются как все более и более типические, т. е. лишенные уникальности, своеобразия. Каждая ситуация в рамках М.ж. оказывается единством трех типов структур: базисного знания, структуры релевантностей и структуры типов. Л.Г. Ионин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
(нем Leben swelt) — введенное Э. Гуссерлем понятие, обозначающее совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта человеческой жизни. Единственно реальный, данный в ощущении Ж. м. противопоставляется миру естеств.-научных и математических абстракций, к-рые генетически связаны (но генезис этот забыт) с «допредикативным» опытом Ж. м. Изучение Ж. м. должно послужить средством связывания научной картины мира с потребностями повседневной человеческой деятельности. В социальной феноменологии Шюца под Ж. м. понимается вся совокупность интерсубъективно разделяемого опыта повседневной жизни, включающего в себя восприятие как природных объектов, так и др. человеческих существ, материальных и символических продуктов человеческой деятельности. Ж. м. опред. образом структурирован. Ядро его составляет т. наз. базисное знание, основанное на знании собственного тела и зафиксированном в сознании, органах чувств и двигательном аппарате (автоматизированном) знании стандартных ситуаций деятельности. Наряду с базисным знанием и применительно к каждой конкретной ситуации деятельности формируется структура релевантностей, обнаруживающая (с большей или меньшей степенью ясности) зоны реальности, имеющие отношение к решению данной проблемы. Кроме того, также применительно к конкретным ситуациям происходит типологическое структурирование предметной и символической среды деятельности: по мере удаления от проблемного «центра» объекты и явления воспринимаются как все более и более типические, т. е. лишенные уникальности, своеобразия. Каждая ситуация в рамках Ж. м. оказывается единством трех типов структур: базисного знания, структуры релевантностей и структуры типов. Типизация в Ж. м. не явл. сознательным, методическим процессом, но осуществляется на основе бессознательных «идеализации».
Последние служат практическим (употребляемым в ходе практической деятельности) орудием реализации интерсубъективного понимания. Формальному структурированию Ж. м. сопутствует его разделение на ряд «конечных смысловых сфер», каждая из к-рых обладает собственной «логикой», собственным стилем восприятия и мышления: сфера иск-ва, науки, фантазии, религии и т. п. «Высшей реальностью» обладает сфера повседневной жизни, к-рая и становится преимущественным предметом изучения в феноменологической социологии. Л. Г. Ионин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.