Жизненный мир

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Жизненный мир (А. Шюц)
понятие используется для обозначения мира повседневности таким, каким он представляется обычным людям. В феноменологической традиции жизненный мир является основным объектом социологического изучения. Главной его особенностью является восприятие того аспекта социальной жизни, который предстает в качестве непреложного, само собой разумеющегося, обыденного. В этом его отличие от других миров социальной жизни, например мира науки или религии [1, 89].

Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
англ. life-world; нем. Lebenswelt. 1. В феноменологии Э. Гуссерля - мир непосредственной практической жизнедеятельности, донаучных значений, предшествующий объективирующей научной рефлексии; Ж. м. лежит в основе систем знания и является результатом конституирующей деятельности сознания трансцендентального субъекта. 2. В феноменологической социологии - обыденная жизнь, интерсубъективный мир, являющийся для живущих в нем миром общих значений и смыслов, воспринимающийся ими как само собой разумеющийся, не подлежащий сомнению и конституирующийся сознанием составляющих его людей.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
LIFE-WORLD) Это понятие используется для обозначения мира повседневности в том виде, в каком он представлен в опыте обычных людей, мужчин и женщин. Для феноменологической социологии жизненный мир является «высшей реальностью» и главным объектом социологического исследования. Главная черта этого мира заключается в том, что он непроблематичен и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Вследствие этого жизненный мир необходимо отличать от мира ученых, в том числе социологов, в рамках которого естественные объекты и социальные взаимодействия не воспринимаются как данность. Этот термин используется Хабермасом для обозначения повседневного мира, наполненного практическими соображениями. См. также: Повседневное знание; Шюц.

Источник: Социологический словарь

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
life-world) (Lebenswelt) — "естественное отношение", которое содержится в повседневных понятиях о действительности и предполагает "не только "природный" опыт..., но также социальный мир " (Шюц и Лукман, "Структуры жизненного мира", 1973). Если феноменология Гуссерля заключала "понятие" в скобки, для Шюца оно является "допустимым", "обыденным", вызывая больше всего впечатлений в отличие от науки. "Запасы знания" ("что каждый знает" — см. также Совокупное знание) и "интерпретативные схемы", используемые социальными акторами в осуществлении повседневной деятельности, как наглядно продемонстрировал Шюц, становится предметом этнометодологии. Мысль Шюца также повлияла на формулировку Гидденсом структурационной теории. См. также Практическое сознание.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МИР ЖИЗНЕННЫЙ
введенное Э. Гуссерлем понятие, обозначающее совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта человеч. жизни. В соц. феноменологии А. Шюца под М.ж. понимается вся совокупность интерсубъективно разделяемого опыта повседневной жизни, включающего в себя восприятие как природных объектов, так и др. человеч. существ, материальных и символич. продуктов человеч. деятельности. М.ж. опред. образом структурирован. Ядро его представляет т. наз. базисное знание, основанное на знании собственного тела и зафиксированном в сознании, органах чувств и двигательном аппарате знании стандартных ситуаций деятельности. Наряду с базисным знанием и применительно к каждой конкретной ситуации деятельности формируется структура релевантно-стей, обнаруживающая (с большей или меньшей степенью ясности) зоны реальности, имеющие отношение к решению данной проблемы. Кроме того, также применительно к конкретным ситуациям происходит типологич. структурирование предметной и символич. среды деятельности: по мере удаления от проблемного "центра" объекты и явления воспринимаются как все более и более типические, т. е. лишенные уникальности, своеобразия. Каждая ситуация в рамках М.ж. оказывается единством трех типов структур: базисного знания, структуры релевантностей и структуры типов. Л.Г. Ионин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
(нем Leben swelt) — введенное Э. Гуссерлем понятие, обозначающее совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта человеческой жизни. Единственно реальный, данный в ощущении Ж. м. противопоставляется миру естеств.-научных и математических абстракций, к-рые генетически связаны (но генезис этот забыт) с «допредикативным» опытом Ж. м. Изучение Ж. м. должно послужить средством связывания научной картины мира с потребностями повседневной человеческой деятельности. В социальной феноменологии Шюца под Ж. м. понимается вся совокупность интерсубъективно разделяемого опыта повседневной жизни, включающего в себя восприятие как природных объектов, так и др. человеческих существ, материальных и символических продуктов человеческой деятельности. Ж. м. опред. образом структурирован. Ядро его составляет т. наз. базисное знание, основанное на знании собственного тела и зафиксированном в сознании, органах чувств и двигательном аппарате (автоматизированном) знании стандартных ситуаций деятельности. Наряду с базисным знанием и применительно к каждой конкретной ситуации деятельности формируется структура релевантностей, обнаруживающая (с большей или меньшей степенью ясности) зоны реальности, имеющие отношение к решению данной проблемы. Кроме того, также применительно к конкретным ситуациям происходит типологическое структурирование предметной и символической среды деятельности: по мере удаления от проблемного «центра» объекты и явления воспринимаются как все более и более типические, т. е. лишенные уникальности, своеобразия. Каждая ситуация в рамках Ж. м. оказывается единством трех типов структур: базисного знания, структуры релевантностей и структуры типов. Типизация в Ж. м. не явл. сознательным, методическим процессом, но осуществляется на основе бессознательных «идеализации».
Последние служат практическим (употребляемым в ходе практической деятельности) орудием реализации интерсубъективного понимания. Формальному структурированию Ж. м. сопутствует его разделение на ряд «конечных смысловых сфер», каждая из к-рых обладает собственной «логикой», собственным стилем восприятия и мышления: сфера иск-ва, науки, фантазии, религии и т. п. «Высшей реальностью» обладает сфера повседневной жизни, к-рая и становится преимущественным предметом изучения в феноменологической социологии. Л. Г. Ионин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Сетевое измерение жизненного мира

Василькова Валерия Валентиновна, Слюсарева Маргарита Георгиевна
Целью статьи является попытка интерпретировать с позиций сетевого подхода процесс формирования смысловой структуры жизненного мира.
Читать PDF

Жизнь и редукция к жизненному миру

Менш Джеймс
«Кризис» Гуссерля является последней попыткой понять мир в терминах конституирующего сознания.
Читать PDF

Образование в жизненном мире жителей села

Буланова Марина Борисовна
Процесс глубоких трансформаций, произошедших в современном российском обществе, затронул и сельские поселения. В статье анализируются изменения роли и места образования в жизненном мире жителей села.
Читать PDF

Мировоззрение, жизненный мир, повседневность

Кириленко Галина Георгиевна
Понятие мировоззрения, по мнению автора, последний бастион классической рациональности.
Читать PDF

Коммуникативность повседневного жизненного мира

Корчевина Л.В., Шубина М.П.
В статье анализируется роль коммуникативности в повседневном жизненном мире. Автор делает вывод о том, что коммуникативность есть способ существования повседневности.
Читать PDF

Образование в жизненном мире Российской молодежи

Буланова Марина Борисовна
В статье исследуется специфика отношения современной молодежи к образованию, выявляются особенности образования как профессионального и жизненного проекта молодежи.
Читать PDF

Ценности и установки в структуре жизненного мира

Дивисенко Константин Сергеевич
В статье анализируется структура жизненного мира личности как индивидуальной модели реальности, само собой разумеющегося знания, обеспечивающего возможность субъекту жить и действовать.
Читать PDF

Семья как форма реализации жизненного мира человека

Метельская К. С.
Статья посвящена анализу роли семьи в формировании жизненного мира человека.
Читать PDF

Языковая и жизненная картины мира в гуманитаристике

Кийченко Кирилл Игоревич
В настоящей статье гуманитаристика рассматривается как сфера синтеза повседневного жизненного опыта и теоретического освоения действительности.
Читать PDF

О жизненном мире ребёнка как личности и как человека

Дмитриева Наталья Леонидовна, Непомнящий Анатолий Владимирович
Рассмотрена одна из причин духовно-нравственного кризиса человечества представление об ограниченности возможностей человека, считаемого ребёнком.
Читать PDF

Смысл как качественная характеристика жизненного мира

Тощенко Жан Терентьевич
Статья посвящена новому для социологической теории понятию смыслу, который рассматривается как качественная определенность жизненного мира, состоящего из общественного сознания, поведения и окружающей социальной среды.
Читать PDF

Интерсубъективные практики учреждения жизненного мира

Мельниченко Алексей Анатольевич
Развивается социально-феноменологический подход к исследованию интерсубъективных практик. Исследуются семантические слои коммуникативной реальности социума, скрытые в повседневности за привычным употреблением языка.
Читать PDF

Понятийные оппозиции описания жизненного мира человека

Салихова Наиля Рустамовна
Осуществлен сопоставительный анализ существующих в современной психологии основных подходов к изучению жизненного мира человека с целью экспликации явных и неявных понятийных оппозиций, используемых в его описании.
Читать PDF

Основные смыслы жизненного мира сельских жителей России

Тощенко Жан Терентьевич, Великий Петр Панфилович
В статье раскрываются основные смыслы жизненного мира жителей современной российской деревни.
Читать PDF

Процессы онаучивания как практики эрозии жизненного мира

Любимов П.Г.
Работа посвящена влиянию научно-технического прогресса на жизнь человека и общества. Прослеживаются и анализируются взгляды ведущих философов и социологов XX столетия проблему взаимодействия науки и «жизненного мира».