совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека.
Жизненный путь
Жизненный путь
Жизненный путь
life course) – индивидуальная история человека (Ш. Бюлер), эволюция личности как последовательность возрастных этапов ее биографии (П. Жане). С. Л. Рубинштейн представлял жизненный путь как непрерывное целое и считал, что каждый этап жизни играет важную роль в жизненном пути, но не предопределяет его с фатальной неизбежностью. Последующий ход жизни зависит от тех или иных решений человека, который, изменив установки сознания, может перевести свою жизнь совсем в другое русло. Введенное С. Л. Рубинштейном понятие субъекта позволило раскрыть деятельную сторону личности.
Жизненный путь – это процесс развития от младенчества до старости и смерти, результат взаимодействия между личными и социальными событиями.
Рост интереса к исследованию и формулировке концепции жизненного пути идет по двум важнейшим направлениям: это, во-первых, биологическое направление с выделением этапов психосоциального развития и акцентом на общности процессов, происходящих на жизненном пути каждого человека (в этом смысле чаще говорят о жизненном цикле); во-вторых, эмпирическое направление с акцентом на уникальности переживаний и значимых жизненных событий, иначе говоря, поиск скорее отличий, чем сходства в жизни людей. Биологический подход служит системой координат, однако жизненный путь каждого человека уникален; люди обладают правом выбора, каждый создает собственную жизнь в условиях ряда биологических и социальных ограничений.
Учитывая влияние пола и жизненного опыта на текущие заботы и переживания индивида, был разработан не зависящий от них подход к изучению процесса развития взрослого человека. В рамках этого подхода рассматриваются такие феномены, как самоотождествление, налаживание межличностных отношений, расширение социальных интересов, сохранение положения, расторжение отношений, признание усиливающейся зависимости. Все эти процессы можно рассматривать как этапы жизненного пути, их можно проходить более или менее успешно, застревать на каких-то из них, переживать кризисы и продолжать развитие в результате взаимодействия между этими этапами. Социальные работники и педагоги могут применять данный подход для интерпретации реакций на кризисы в переходных точках, анализа проблем адаптации и нарушений взаимодействия между членами семьи, а также чтобы помочь людям осмыслить проблемы, творчески использовать свой опыт, наладить отношения с окружающими.
Жизненный путь – это процесс развития от младенчества до старости и смерти, результат взаимодействия между личными и социальными событиями.
Рост интереса к исследованию и формулировке концепции жизненного пути идет по двум важнейшим направлениям: это, во-первых, биологическое направление с выделением этапов психосоциального развития и акцентом на общности процессов, происходящих на жизненном пути каждого человека (в этом смысле чаще говорят о жизненном цикле); во-вторых, эмпирическое направление с акцентом на уникальности переживаний и значимых жизненных событий, иначе говоря, поиск скорее отличий, чем сходства в жизни людей. Биологический подход служит системой координат, однако жизненный путь каждого человека уникален; люди обладают правом выбора, каждый создает собственную жизнь в условиях ряда биологических и социальных ограничений.
Учитывая влияние пола и жизненного опыта на текущие заботы и переживания индивида, был разработан не зависящий от них подход к изучению процесса развития взрослого человека. В рамках этого подхода рассматриваются такие феномены, как самоотождествление, налаживание межличностных отношений, расширение социальных интересов, сохранение положения, расторжение отношений, признание усиливающейся зависимости. Все эти процессы можно рассматривать как этапы жизненного пути, их можно проходить более или менее успешно, застревать на каких-то из них, переживать кризисы и продолжать развитие в результате взаимодействия между этими этапами. Социальные работники и педагоги могут применять данный подход для интерпретации реакций на кризисы в переходных точках, анализа проблем адаптации и нарушений взаимодействия между членами семьи, а также чтобы помочь людям осмыслить проблемы, творчески использовать свой опыт, наладить отношения с окружающими.
Источник: Словарь справочник по социальной работе