(11.08.1909, Кельн) — нем. социолог, доктор юриспруденции. С 1970 проф. социологии массовых коммуникаций и социологии иск-ва в Кельнском ун-те, с 1975 г. проф. Сорбонны. «Эмпирическая социология искусства» [3] — первая попытка построить социологию искусства как эмпирическую дисциплину на чисто социол. фундаменте при последовательном размежевании с социол. эстетикой и социальной историей иск-ва. Предмет этой автономной научной области — художественное переживание. Социология иск-ва строится, по 3., на эмпирическом наблюдении социальных фактов, в рез-те наблюдения выводятся обобщения, оформляемые в общую объясняющую теорию.
Художественный процесс исследуется в его тотальности, т. е. как взаимодействие и взаимозависимость художников, произведений иск-ва и публики. 3. описывает и анализирует социальное положение художников вне зависимости от того, работают ли они в группе или самостоятельно, талантливы они или бездарны. При исследовании художественного произведения он акцентирует внимание на социально-художественной действенности последнего. Если даже в высшей степени совершенное произведение этой действенностью не обладает, то социологом оно, с т. зр. 3., изучаться не должно. Целями социологии иск-ва,по 3., явл.: (1) исследование методами структурно-функционального анализа динамического характера иск-ва как социального явления; (2) фундирование традиционных путей приближения к пониманию произведений иск-ва; (3) развитие законов предсказания тех или иных художественных явлений.
Вышеизложенные принципы нашли у 3. свое приложение и в музыки социологии, и в литературы социологии: Его идеи развивают работы А. Моля, В. Нуца, Ю. Шарфшвердта и Турна. А. Г. Вашестов