ЗНАНЕЦКИЙ, ФЛОРИАН
Источник: Большой толковый социологический словарь
Sociology. Chic, 1969. E.B. Осипова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
1882-1958) - польско-американский социолог, философ, культуролог. Окончил Варшавский университет. Учился в университетах Женевы, Цюриха, Парижа. Докторскую степень получил в Кракове. По окончании учебы служил в разных организациях, ведающих делами эмиграции, где встретился с У. Томасом , который предложил З. совместное исследование "Польский крестьянин в Европе и Америке", (т. 1-5, 1918-1920), ставшее классикой монографического метода социологии. В 1917 З. был приглашен в Чикагский университет для чтения лекций. В 1920 избран на кафедру социологии Познаньского университета, здесь в 1920 создал Институт социологии, а с 1931 издает "Социологический вестник". Проводит ряд социологических исследований, в том числе и по этноидентификации белорусов. В Познани преподавал до 1939, в этом же году буквально за считанные дни до войны выехал в США, где в 1941 году получил гражданство. Преподавал в Колумбийском и Иллинойском университетах. Основные философские сочинения: "Обоснование ценностей в философии" (1910), "Гуманизм и познание" (1912), "Культурные реалии" (1919). Значительные философские разделы имеются также в следующих работах З. по социологии: "Упадок западной цивилизации" (1921), "Введение в социологию" (1934), "Метод социологии" (1934), "Современные люди и прежние цивилизации" (1934), "Законы социальной психологии" (1925).
Все творчество З. объединено стремлением к цельной, логически построенной системе, основой которой является теория ценностей. Основные категории его системы: вещи и ценности, а также их конкретизации: установка, норма, обычай, ритуал и т.д. Ценность является сложнейшим образованием, возникающим в результате взаимодействия представлений субъекта (личности) и объективной реальности, которая в ряде работ З. трактуется как творимая субъектом. В теории ценности важную роль играет концепция рациональности, а также вопросы генезиса ценностей. Человек творит мир мышлением, выступающим в роли субъективно-творящего начала, в свою очередь конкретизируемым в деятельности. Ценность немыслима вне категории исторического человека, личности, творца. Одно из основных требований научного анализа, по З., - принятие во внимание точки зрения действующих индивидов, их понимание ситуаций, в которые они включены. Многие идеи З. восприняты функциональным анализом в социологии.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия
Первоначально этот принцип рассматривался как онтологический, а затем как методологический, т. е. как требование принимать во внимание т. зр. индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание ее, сопряженное с выделением значимого для них аспекта ситуации. В более широком плане это было требование рассматривать социальные явления как рез-т сознательной деятельности людей. Подчеркивая роль субъекта, 3. в то же время считал социологию номотетической, т. е. формулирующей законы на основе индуктивного метода сбора данных. Основой для обобщений могут служить только эмпирические данные, притом позволяющие наилучшим образом учитывать человеческий коэффициент. Таков метод личных документов (биографический метод), впервые примененный 3. в написанном им совместном с Томасом произведении «Польский крестьянин в Европе и Америке».
Личные документы (письма, биографии, дневники, воспоминания и т. п.) обеспечивали, согласно 3., учет субъективной т. зр. исследуемых, а также объективность, т. е. их интерпретацию компетентным исследователем. Наряду с общей социологией 3. занимался специальными областями социол. исследований (знания социология, воспитания, города). Научная и педагогическая деятельность 3. оказала влияние на польскую социологию первой половины в., а также на развитие амер. социологии. Мн. понятия и положения его социологии были впоследствии интегрированы структурным функционализмом (функциональный подход в социологии) и др. школами амер. социологии. Е. В. Осипова
Союз Томаса и Знанецкого был связан с исследованием "Польский крестьянин в Европе и Америке", после выхода в свет которого Знанецкий вернулся в Польшу, а Томас всю жизнь посвятил Чикагскому университету. Предмет своего исследования они определили как исследование мотивации поведения - пружины всего исторического процесса. Вопрос для них состоял в моделировании внутреннего механизма адаптации и фиксации ее количественных перепадов в различных группах эмигрантов и у людей с различными социальными характерами. Томасом и Знанецким был разработан оригинальный метод сбора информации. Так как статистика способна дать лишь бесстрастную картину реальности, они стали искать живое свидетельство переживаний человека, обратившись к качественному анализу личных документов "новых американцев", т.е. польских эмигрантов. В процессе сбора информации социологи выделили три типа социального характера (филистайн, богемиан, креативный), влияющих на успешность или неуспешность адаптации поляков к новой культурной среде. Причина формирования социальных характеров лежит в социальной эволюции, по мере развертывания которой от индивида требуется, более индивидуализированные реакции сознания и поведения. В указанной работе Томас разрабатывает методологический аппарат социологии в русле идей символического интеракционизма: фиксирование внешнего, наблюдаемого поведения при учете бесконечного многообразия субъективных мотивов, могущих лежать за внешним единообразием форм поведения. Основными понятиями Томаса стали "установка" и "определение ситуации". По его мысли адекватным объяснение поведения человека может быть только с точки зрения субъективного восприятия ситуации действия действующим лицом. "Установка" - это конкретизация социальной обусловленности индивидуального сознания, поэтому она дает возможность эмпирически изучать внутренний мир человека. "Определение ситуации" означает, что среда влияет на индивида не непосредственно, а через определение (оценку) ее индивидом и самого себя в ней. Знанецкий, будучи философом по образованию и складу ума, полагал, что основой бытия являются ценности, а общество - это комбинация культурных ценностей (языка, религии, техники и т.д.), а не естественная система, состоящая из индивидов. Ценности создают культурный мир, который и должна изучать социология. Предметом социологии являются четыре поля: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий вывел принцип учета человеческого фактора: человек существует как социальная ценность, только это и обусловливает его поведение. Применение этого принципа на практике стало основой эмпирических обобщений в работе "Польский крестьянин...".
Источник: История западной социологии: биографический справочник