знаниепостмодернистское
знаниепостмодернистское
по Ж.Ф. Лиотарду – основными формами знания являются нарративы (традиционные, прагматические правила, скрепляющие социум) и наука – изменяется их легитимность. В условиях постмодернистского общества представители науки хотят убедить каждого, что предлагают легитимное «истинное» знание, соответственно, подвергая критике нарративы за их нелегитимность и «ложность». Однако по ряду позиций наука поставила под вопрос свою легитимность в стремлении легитимизировать себя посредством «новых правил в игры осмысливания», что социолог называет паралогией. Кроме того, изменяется сама природа знания: «Вместо того, чтобы распространяться в силу своей «образовательной» ценности или политической значимости (управленческой, дипломатической, военной), можно представить себе, что знания будут введены в оборот по тем же сетям, что и денежное обращение, и что соответствующее этому росслоение прекратит быть делением на знание/незнание, а станет, как и в случае денежного обращения, «знаниями к оплате/знаниями к инвестиции», т.е. знаниями, обмениваемыми в рамках поддержания обыденной жизни (восстановление рабочей силы, «выживание») versus кредиты знаний в целях оптимизации результативности программы». Lyotard, Jean-Francois. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984; Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.