ЗНАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

Найдено 1 определение
ЗНАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ
(ЗУ) – использование социологических концепций знания в управлении когнитивными процессами. Возникновение социологии знаний связано с идеей К. Маркса о практическом использовании знания как средства преобразования социального мира. Эта идея актуализируется в настоящее время в связи с возникновением «общества знания», что предполагает управление когнитивными процессами: производства, приобретения, хранения, преобразования и использования знаний. Общий тезис, объединяющий различные концепции «знания» – влияние социокультурной ситуации (в т.ч. организационной и исторической) на его содержание и тенденции изменения.
Особое значение проблематика знания в управления приобретает в связи с необходимостью создания единого информационно-коммуникативного пространства, как локальных организаций, так и общества в целом. Другой проблемой ЗУ, имеющей значение для практики, является необходимость согласования и конвертации различных видов знания, например, научного и обыденного – широко используемого на уровне принятия конкретных управленческих решений. В основе социологии знаний лежат целый ряд таких положений:1) появление в головах различныз концептов определяется происходящими социокультурными изменениями (Г. Зиммель); 2)существует связь между социальным положением групп и интерпретацией ими окружающего мира (К. Мангейм); 3) природа социальной реальности - символическая (Ч. Кули, Дж. Мид),4) конструктивное определение ситуации даётся её непосредственными участниками ( “теорема” У. Томаса); 4) почти тоже самое,но другими словами: социальное конструирование реальности происходит в процессе повседневного взаимодействия (П. Бергер и Т. Лукман). Последняя концепция появилась в рамках феноменологии и представляет собой исследование семиотических механизмов конструирования социальных объектов в ходе процессов типизации, происходящих в жизненном мире. Идеи феноменологии легли в основу когнитивной социологии как версии социологии знаний. Её основной тезис: воспринимаемые внешние обстоятельства является большей частью нашим собственным созданием – интерпретацией сенсорных данных, которая обусловлена как целями актуальной ситуации, так и предшествующим социокультурным и коммуникативным опытом. При этом деятельность человека характеризуется не только практической (каузальной) эффективностью, но и интенциональностью – направленностью сознания на определённый предмет, избирательностью восприятия. Развитие когнитивной социологии продолжилось в этнометодологии. Её основной тезис: описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, мы одновременно и создаем ее. Таким образом, взаимодействие является перманентным созданием «впечатления социального порядка» (Г. Гарфинкель), коммуникативно- семантической игрой. Когнитивными инструментами конструирования смыслового контекста ситуации являются «фреймы» (И. Гофман), «дискурсивные модели ситуаций» (Т.А. ван Дейк), метафоры и событийные сценарии ( Дж. Лакофф), нарративы и др. когнитивные конструкции, задающие не столько объяснения, сколько предписания для достижения практических целей взаимодействия. В этнометодологии социальное взаимодействие отождествляется с речевой коммуникацией, с «правилами говорения»: важно не то, что сказано, а то, как сказано. Взаимопонимание в процессе повседневного взаимодействия достигается, в том числе и с помощью особых «процедур интерпретации» (А. Сикурел) и нерефлексированных механизмов коммуникации. Е. Зерубавел наметил ряд исследовательских задач, имеющих непосредственное отношение к ЗУ: объяснение сходства и различия в мышлении индивидов, избирательного фокусирования внимания на отдельных проблемах, исследование памяти о значимых событиях и явлениях. Важность изучения этих вопросов для социологии управления в том, что обсуждение новых идей осуществляются значительно эффективней в неформальной среде организации и построено на обмене трудно формализуемыми и неявными (личностными) знаниями, основанными на опыте и интуиции. В рамках социологии знаний появились новые теоретические концепты: социальный капитал, когнитивный капитал, когнитивная карта, когнитивный стиль, информационный комфорт и др, которые, наряду с традиционными, активно используются для анализа коммуникативно-языкового пространства организации и понимания управленческой ситуации её участниками. Это направление исследований имеет принципиальное методологическое значение для изучения механизма перехода знания об управлении в знание в самом управлении и обратно в социологии управления и его влияния на адекватность принимаемых решений. См. также: Моделирование социальное, Понимания метод, Феноменологический подход, Ситуация социальная.
Лит.: Титц С., Коэн Л., Масон Д. Язык организаций. Интерпретация событий и создание значений. Харьков, 2008; Плотинский Ю.М. Проблемы развития общества знаний: социокогнитивный подход // Информ. общество, 2008, вып. 5-6; Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Максимов В.И. Когнитивный подход в управлении // Проблемы управления, 2007, № 3; Нугаев Р.M. Современная социология знания: некоторые итоги и перспективы // Социология 4М, 1997, № 8; Романов П.В. Социальная антропология организаций. Саратов, 1999; Пирогов С.В. Город как феномен культуры: когнитивный подход // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. Культурология и искусствоведение, 2011, № 2. С.В. Пирогов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Управление знаниями

Петросян Армен Эрнестович
Читать PDF
0.00 байт

Границы управления знаниями

Матвеева О. Ю.
Представлены результаты выполнения гранта РФФИ № 08-06-00109.
Читать PDF
0.00 байт

Система управления знаниями ВУЗа

Карпенко Д. С., Глебова О. В., Домников А. С.
В 2012 году в МГЮА им. Кутафина была проведена научно-исследовательская работа, одной из задач которой ставилось определение перспектив применения в вузе системы управления знаниями.
Читать PDF
0.00 байт

Управление знаниями в компании Unilever

Платонова Екатерина Андреевна
Данная статья рассматривает управление знаниями в компании Unilever. проанализированы общая стратегия компании, а также стратегия управления знаниями. Рассмотрены методы обмена знаниями во внутренней и внешней средах компании.
Читать PDF
0.00 байт

О развитии механизмов управления знаниями

Писарева Светлана Анатольевна
Поддерживая охарактеризованное в докладе Н. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Управление знаниями в учебной организации

Чехарин Е.Е.
Статья описывает модели и технологии управления знаниями в учебной организации. Описаны методы и особенности управления знаниями в различных направлениях деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Управление временем в гуманитарном знании

Попова Алена Владимировна
Рассматриваются некоторые свойства времени как достижения теоретического знания. Описывается параллель с результатами практической дисциплины, тайм-менеджмента, выраженными в максимах, в призыве к конкретным действиям.
Читать PDF
0.00 байт

Прагматические рамки в управлении знаниями

Личутин Артем Вячеславович
Управление знаниями и образовательный менеджмент представлены как процессы отстройки, смены и соотнесения прагматических рамок (познания и действия), заданных позициями их индивидуальных и коллективных носителей.
Читать PDF
0.00 байт

Об управлении знаниями в инфоком-менеджменте

Мартынов Л.М.
Число публикаций об управлении знаниями и об «экономике знаний» непрерывно растет.
Читать PDF
0.00 байт

Социальные методы системы управления знаниями

Дятченко Л.Я., Озерова М.М.
В статье рассматривается проблема влияния человеческого фактора на обмен знаниями между сотрудниками. Наиболее эффективными методами организации процесса обмена знаниями, по нашему мнению, являются наставничество и сторителлинг.
Читать PDF
0.00 байт

Управление знаниями в информационном обществе

Рулиене Любовь Нимажаповна
В статье актуализируются особенности управления знаниями в информационном обществе. Сущность, подходы к управлению знаниями рассматриваются в условиях виртуального педагогического процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Управление знаниями в сетевых взаимодействиях

Акулов Владимир Борисович, Василенко Наталья Валерьевна, Линьков Алексей Яковлевич
Читать PDF
0.00 байт

Управление знаниями в современном менеджменте

Арсеньев Юрий Николаевич, Давыдова Татьяна Юрьевна, Минаев Владимир Сергеевич
Исследованы вопросы управления знаниями в современных интеллектуальных системах, включающих комплексы алгоритмов и программ для реализации сложных социально-экономических и иных классов систем.
Читать PDF
0.00 байт

Управление персональными знаниями: новые смыслы

Кудинов В. А., Золотухин С. А.
В статье дается общая характеристика понятия управления персональными знаниями в контексте общей концепции управления знаниями.
Читать PDF
0.00 байт

Порождающие игры как способ управления знаниями

Третьяков Виталий Петрович, Журавлёва Ангелина Александровна
Управление знаниями — очень значимая проблема в рамках организационного обучения. В данной статье мы рассматриваем такие аспекты управления знаниями, как разделение, транзактная память и сохранение знаний.

Похожие термины:

  • управление знаниями

    Knowledge management 1.Область технологий искусственного интеллекта, занимающаяся созданием информационного наполнения таких систем, его поддержкой и предоставлением к нему доступа пользователей и други