ЗНАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

Найдено 1 определение
ЗНАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ
(ЗУ) – использование социологических концепций знания в управлении когнитивными процессами. Возникновение социологии знаний связано с идеей К. Маркса о практическом использовании знания как средства преобразования социального мира. Эта идея актуализируется в настоящее время в связи с возникновением «общества знания», что предполагает управление когнитивными процессами: производства, приобретения, хранения, преобразования и использования знаний. Общий тезис, объединяющий различные концепции «знания» – влияние социокультурной ситуации (в т.ч. организационной и исторической) на его содержание и тенденции изменения.
Особое значение проблематика знания в управления приобретает в связи с необходимостью создания единого информационно-коммуникативного пространства, как локальных организаций, так и общества в целом. Другой проблемой ЗУ, имеющей значение для практики, является необходимость согласования и конвертации различных видов знания, например, научного и обыденного – широко используемого на уровне принятия конкретных управленческих решений. В основе социологии знаний лежат целый ряд таких положений:1) появление в головах различныз концептов определяется происходящими социокультурными изменениями (Г. Зиммель); 2)существует связь между социальным положением групп и интерпретацией ими окружающего мира (К. Мангейм); 3) природа социальной реальности - символическая (Ч. Кули, Дж. Мид),4) конструктивное определение ситуации даётся её непосредственными участниками ( “теорема” У. Томаса); 4) почти тоже самое,но другими словами: социальное конструирование реальности происходит в процессе повседневного взаимодействия (П. Бергер и Т. Лукман). Последняя концепция появилась в рамках феноменологии и представляет собой исследование семиотических механизмов конструирования социальных объектов в ходе процессов типизации, происходящих в жизненном мире. Идеи феноменологии легли в основу когнитивной социологии как версии социологии знаний. Её основной тезис: воспринимаемые внешние обстоятельства является большей частью нашим собственным созданием – интерпретацией сенсорных данных, которая обусловлена как целями актуальной ситуации, так и предшествующим социокультурным и коммуникативным опытом. При этом деятельность человека характеризуется не только практической (каузальной) эффективностью, но и интенциональностью – направленностью сознания на определённый предмет, избирательностью восприятия. Развитие когнитивной социологии продолжилось в этнометодологии. Её основной тезис: описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, мы одновременно и создаем ее. Таким образом, взаимодействие является перманентным созданием «впечатления социального порядка» (Г. Гарфинкель), коммуникативно- семантической игрой. Когнитивными инструментами конструирования смыслового контекста ситуации являются «фреймы» (И. Гофман), «дискурсивные модели ситуаций» (Т.А. ван Дейк), метафоры и событийные сценарии ( Дж. Лакофф), нарративы и др. когнитивные конструкции, задающие не столько объяснения, сколько предписания для достижения практических целей взаимодействия. В этнометодологии социальное взаимодействие отождествляется с речевой коммуникацией, с «правилами говорения»: важно не то, что сказано, а то, как сказано. Взаимопонимание в процессе повседневного взаимодействия достигается, в том числе и с помощью особых «процедур интерпретации» (А. Сикурел) и нерефлексированных механизмов коммуникации. Е. Зерубавел наметил ряд исследовательских задач, имеющих непосредственное отношение к ЗУ: объяснение сходства и различия в мышлении индивидов, избирательного фокусирования внимания на отдельных проблемах, исследование памяти о значимых событиях и явлениях. Важность изучения этих вопросов для социологии управления в том, что обсуждение новых идей осуществляются значительно эффективней в неформальной среде организации и построено на обмене трудно формализуемыми и неявными (личностными) знаниями, основанными на опыте и интуиции. В рамках социологии знаний появились новые теоретические концепты: социальный капитал, когнитивный капитал, когнитивная карта, когнитивный стиль, информационный комфорт и др, которые, наряду с традиционными, активно используются для анализа коммуникативно-языкового пространства организации и понимания управленческой ситуации её участниками. Это направление исследований имеет принципиальное методологическое значение для изучения механизма перехода знания об управлении в знание в самом управлении и обратно в социологии управления и его влияния на адекватность принимаемых решений. См. также: Моделирование социальное, Понимания метод, Феноменологический подход, Ситуация социальная.
Лит.: Титц С., Коэн Л., Масон Д. Язык организаций. Интерпретация событий и создание значений. Харьков, 2008; Плотинский Ю.М. Проблемы развития общества знаний: социокогнитивный подход // Информ. общество, 2008, вып. 5-6; Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Максимов В.И. Когнитивный подход в управлении // Проблемы управления, 2007, № 3; Нугаев Р.M. Современная социология знания: некоторые итоги и перспективы // Социология 4М, 1997, № 8; Романов П.В. Социальная антропология организаций. Саратов, 1999; Пирогов С.В. Город как феномен культуры: когнитивный подход // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. Культурология и искусствоведение, 2011, № 2. С.В. Пирогов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.