ЗОМБАРТ Вернер

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗОМБАРТ Вернер
(1863- 1941) - нем. социолог, представитель социологии исторической. В работах «Техника и хозяйство» (1901), «Мировоззрение, наука и экономика» (1938) 3. удалось разработать теорию «организованного капитализма». Согласно 3. всякое плодотворное развитие капитализма связано с развитием его «духа» (стремления к обогащению). Функционирование капиталистического предприятия приобретает самостоятельный характер, не зависящий от тех людей, которые его основали. Задачей социолога (социального теоретика) 3. считал открытие мотивационного ряда, обуславливающего хозяйственную систему и господствующего в ту или другую эпоху.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ЗОМБАРТ ВЕРНЕР

(1863- 1941), нем. экономист, социолог и историк, философ неокантианец. С 1890 проф. в Бреслау (совр. Вроцлав), с 1906 - в Берлине. В работе ´Современный капитализм´ (пер. с нем., 2 изд., т. 1-3, Л., 1924-29) и ряде др. рассматривал нек-рые проблемы народонас.: исследовал значение роста нас. в Европе для генезиса капитализма, предпринял попытку создать экон. теорию образования городов. Для работ 3. была характерна описательность, а для метода исследования - эклектизм. Теоретич. концепция и методологич. принципы 3. определялись тем, что он выступал как идеолог "слегка подкрашенного в марксистский цвет социал-либерализма" (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 301). Критикуя Т. Мальтуса, 3. в то же время рассматривал рост населения как фактор экономической и социальной борьбы. Его "социологич. теория нас." была использована фаш. расистами.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 468-69, Смулевич Б. Я., Критика бурж. теорий и политики народонас., М. 1959.

А. И. Смирнова.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ЗОМБАРТ Вернер
(14.01. 1863, Эрмслебен, Гарц,— 19.05.1941, Берлин) — нем. экономист, социолог, историк культуры. Проф. ун-тов — в Бреслау (Вроцлав) с 1890 г., в Берлине — с 1904 г. Ученик Г. Шмоллера, один из основоположников теории «организованного капитализма». 3. был весьма чуток к социальной проблематике, интерпретируя марксистскую постановку вопросов с позиций катедер-социализма. Впоследствии, полностью отойдя от марксизма, пытался дать новое антропологическое и социол. обоснование политэкономии [3], [4]. 3. трактовал социологию в духе М. Вебера, используя мотивы неокантианства, феноменологии, философии жизни, фрейдизма. Разделял социологию на две дисциплины: «философскую» (любая постановка вопросов спекулятивного, внеопытного характера) и «научную» (собственно социология как опытная наука, использующая данные истории как эмпирический материал). В свою очередь «научная» социология делилась на психологическую (или европ.) и «ноологическую» (нем.). Если первая из них относится к естеств. наукам и преследует цели каузального объяснения, то вторая — «духовно-научная», «понимающая» дисциплина и объяснения в ее рамках — рациональные, «имманентные». 3. дал ряд интересных очерков характера и мировоззрения осн. классов совр. об-ва — буржуазии и пролетариата [1], [2]. Его труды сыграли значит, роль в развитии социального и рабочего движения в России. В 30-е гг. 3. перешел на иррационалистические позиции. Л. Г. Ионин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ЗОМБАРТ  Вернер
(1863-1941) - немецкий социолог и экономист. В 1890 г. стал профессором университета в Бреслау (Вроцлаве), а с 1904 г. - профессором Берлинского университета. За увлечение социальными идеями Маркса одно время был отстранен от преподавания. Сотрудничал с Вебером в качестве соредактора немецкого социологического журнала «Архив социальной науки и социальной политики», хотя их теоретические воззрения расходились и 3. известен как оппонент веберовской концепции происхождения капитализма. Был в числе учредителей Немецкого социологического общества. Основные социологические воззрения 3., включающие его подход к религии, изложены им в трудах «Современный капитализм» (первое издание-1902 г. в двух томах; позднее вышел трехтомный вариант), «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (1913), «Социология» (1923). С точки зрения 3., религия в социологическом исследовании должна быть предметом «научной социологии», т. е. систематического опытного знания о «человеческом общежитии», использующего исторические данные как эмпирический материал. При этом возможны, по его замечанию, два способа рассмотрения. Первый способ - «психологическая социология», исследующая совокупность душевных процессов индивидуальных участников социальных отношений. В этом ракурсе религия объясняется как результат сплетения элементарных психических актов (чувств, инстинктов, склонностей) людей, взаимно действующих друг на друга. Поскольку возникшее состояние образуется из психических элементов, присущих всем участникам взаимодействия, то оно носит характер единого «обобществленного духа» и в этом качестве определяет содержание человеческого поведения во всех сферах. Проблемным моментом здесь становится объяснение того, в чем заключается именно религиозный смысл происходящих взаимодействий. Кроме того, полагал 3., области жизни общества существенно различаются, каждая несет в себе множество гетерогенных явлений из прошлого и настоящего, так что невозможно из какой-то одной вывести все остальные (например, из религии - экономику, политику и пр.). Второй способ, которому 3. отдает предпочтение, - «ноологическая социология», подвергающая особому исследованию каждую отдельную область на основе ее рационального понимания. Этот способ наиболее точно раскрывает устойчивые элементы, которые могут воспроизводиться и при перемене социальных условий. В частности, он позволяет выявить «специальный дух» религии и установить его отношение к «специальному духу» какой-либо другой интересующей социальной области в конкретных обстоятельствах истории. Эти общетеоретические установки обусловили полемическое восприятие 3. концепции Вебера о религиозных истоках капитализма (см. « Тезис Вебера»). 3. не отвергал важности религиозного фактора на ранней стадии развития капиталистического общества, однако возражал против постулирования определяющей роли протестантизма для «духа капитализма». По его мнению, капитализм вырастает из исторически складывавшегося (в античности, Средние века, Новое время) многообразия потребностей группы европейских народов. Эти потребности рождались при разных общественных состояниях и типах организации - «душевных» (традиционных, личностно ориентированных) и «духовных» (рациональных, безличных). Возникшее на рубеже европейского Средневековья и Нового времени сочетание социальных потребностей приводит к появлению особого их совокупного носителя - буржуа. В этом типологическом субъекте совмещаются предпринимательство (вплоть до героизма, авантюризма, стремления к роскоши) и мещанство (расчетливость, методичность, аскетизм мирской). На ранней стадии капитализма доминировало предпринимательское начало. Оно и нашло свое выражение в религиозных настроениях Реформации, направленных на упразднение церковно-феодальных порядков и свободу духовного самоопределения верующих. Такое положение, признает 3., действительно стимулировало перемены в обществе и хозяйственной жизни. Однако по мере развития капиталистического общества усиливается мещанское начало, религиозные установки подчиняются функционированию экономических институтов и по-разному преобразуются (преимущественно - в светскую мораль при внешнем признании религии, но также и в идеологию сект религиозных, в атеизм и пр.). Во всех случаях религиозная этика оказывается в зависимости от капитализма, а не наоборот.

Источник: Социология религии. Словарь.