Зондаж (общественного мнения)
Зондаж (общественного мнения)
(sondage). Первоначально использовавшаяся для изучения общественного мнения техника опросов — будь то эмпирические исследования, на основе случайной выборки, вероятностные или основанные на квотах — не плод хитроумного теоретического вымысла, а техника, основанная на применении определенного количества научно обоснованных процедур. Исходя из выборки (называемой «репрезентативной») из двух или трех тысяч человек, прошедших стандартизированный опрос, высчитывается вероятность, и по закону больших чисел, связанному с теорией вероятности, мы методом экстраполяции получаем результаты, точность которых достаточна для практически неограниченной популяции. Основной постулат, на основе которого находит применение эта практика, но который довольно часто является предметом споров, — каждый опрашиваемый одинаково понимает предложенные положения или сообщения и все опрашиваемые в состоянии высказаться по этому поводу, сформулировать свое суждение или предпочтение. Если вопрос об обоснованности такого подхода и является легитимным, принимая во внимание степень его (подхода) точности, содержательности, надежности, то важно, во всяком случае, признать, что исследования такого рода (предпринимаемые, в частности, в ходе выборов) представляют собой один из многих источников информации, а их влияние идет в двух направлениях: добавить свой голос в «копилку победителя» (bandwagon) или смягчить поражение побежденного (underdog).
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.