ЗООМОРФИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗООМОРФИЗМ
от греч. zoon - животное и morphe - форма) - англ. zoomorphism; нем. Zoomorphismus. Представление богов в виде животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее атропоморфизму.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Зооморфизм
(от греч. zoon – животное и morfe – форма). Зооморфізм. Zoomorphism. Восприятие и представление сил природы в виде животных. З. – черта первобытной духовной культуры, более ранняя форма по сравнению с антропоморфизмом. В научной литературе давно утвердилось мнение, что З., как и более поздний антропоморфизм, – результат фантазии первобытного человека, и никто не обращает внимания на бессмысленность подобного мнения. Совсем наоборот, такие представления – результат практически абсолютного отсутствия фантазии как духовной способности или весьма слабого уровня ее развития. Иными словами, отличительной чертой духовной культуры первобытного человека было практически полное отсутствие фантазии. Наличие мифологии не опровергает, а подтверждает такой вывод. Первобытный человек не выделял себя из природы, из общества, поэтому он не мог как противопоставить себя ни природе, ни обществу, так и представить себе что-либо принципиально противоположное природе, т. е. некоторую неприродную, неестественную или сверхъестественную силу. Это означает, что он не имел фантазии как черты духовной культуры. Только поэтому “поступки” предметов природы, в том числе и животных, тождественны для него человеческим поступкам. Антиномия “человек” и “окружающий мир”, а также антиномия “дух” и “природа” – результат более позднего социального развития. Первобытная социальная система не была той средой, которая давала бы возможность человеку осмыслить себя в качестве личности, элемента социальной системы. Фантазия – свидетельство весьма высокого уровня развития общества и индивида. Она, как духовная способность, развивается вместе с усложнением связей человека не только с природой, но, прежде всего, с обществом, с возникновением возможности духовного противопоставления человека миру и человека человеку, произошедшего значительно позже. Элементы З., как и антропоморфизма, в общественном сознании сохраняются еще и сегодня, создавая возможность, например, для развития искусства (сказки, басни и т. д.), а с другой стороны, для социальных мифологий и социальных манипуляций. Известно, что образы людей-зверей в духовной культуре или духовном опыте представлены очень широко (например, оборотничество или представление, скажем, криминальных лиц в качестве зверей и т. д.). В социальных мифологиях и социальных манипуляциях этот опыт расширяют, приписывая реальным субъектам социума некоторые “качества животных”, чем добиваются эффекта выхода за пределы культуры и восприятия их по аналогии со зверьми. Такой прием часто срабатывает в качестве радикального средства социальной дискредитации (дегероизации, демонизации или деперсонализации вообще). Здесь фантазии нет предела. Именно она и есть “процедура наделения несвойственными качествами” неугодных личностей или групп. Однако возможна и обратная процедура – наделение того или иного индивида “зверскими” чертами (например, выражение “он похож на льва” усиливает положительные качества, а, скажем, сравнение с волком или ехидной, наоборот, негативные качества и пр.). Подобное приписывание способствует либо преувеличению заслуг и социальной роли индивида, либо позволяет снять с него вину за свершенные социальные действия или же совсем наоборот, служит средством усиления его вины. З. в этом случае – средство создания харизматической, культовой личности или выражения степени ее падения, деградации. См. также Антропоморфизм, Деперсонализация и Персонализация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
977.57 кб

Зооморфизм в эпоху перехода к цивилизации

Марицас К.Д.
В статье рассматривается воплощение образов животных в камне и их изображения на каменных сооружениях, первоначальное назначение которых уходит своими корнями в эпоху становления цивилизации.
Читать PDF
321.42 кб

Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга

Мочалова Ирина Николаевна, Фуртай Франциска
15 июня 2012 г. в рамках научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» на факультете философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина.