КОД
Код
средство коммуникации: естественный язык, искусственный язык типа эсперанто, азбука Морзе и т.п. В лингвистике кодом принято называть языковые образования: язык, территориальный или социальный диалекты и под.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
КОД
от фр. code - совокупность знаков, символов) - англ. code; нем. Kode. Система условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Код
совокупность знаков (символов) и система правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). Код применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен информацией между элементами системы.
КОД
code) — дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Коды могут быть осознанными или неосознанными. Наиболее известный пример — понятие Бернштейна о дифференциальном применении английского языка, посредством чего выявляются фундаментальные статусные и классовые различия (см. Разработанные и ограниченные коды). Другие примеры касаются кодов одежды и моды, выбора значений, действий или сообщений, используемых для идентификации формальными и неформальными группами интересов, тайными обществами, сексуальными меньшинствами или потребителями наркотиков.
Источник: Большой толковый социологический словарь
КОД
В социолинвистике: Языковое образование, функционирующее как средство коммуникации в той или иной ситуации общения. Термин К. употребляется вместе с термином субкод, обозначающим коммуникативные средства меньшего объема, с более узкой сферой использования, меньшим набором функций, чем единый код. Совокупность кодов и субкодов находится в отношениях функциональной дополнительности и образует социально-коммуникативную систему данного сообщества. Каждый член коммуникативной системы владеет несколькими субкодами. При смене социальной роли он переключается с одного субкода на другой. Смешение кодов сигнализирует о недостаточном уровне владения языком.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
код
code фр. code. - 1. Система слов, букв, знаков, звуков, световых сигналов и других условных знаков, передающих информацию (например, азбука Морзе). 2. В криптографии система букв или других знаков, смысл которых известен только тем, кто знает шифр. 3. В теории коммуникации условные сигналы для преобразования одной сигнальной системы в другую. 4. В социолингвистике система коммуникации в устной или письменной форме, четко отличающая один язык (любую разновидность естественного языка или диалект) от другого. 5. В межкультурной коммуникации элемент базовой коммуникационной модели, передающей смысл. Выделяют три коммуникативных кода: языковой / вербальный код, паралингвистический код и невербальный / визуальный код. тж. канал.
код
1) по Н. Луману - способ различения элементов системы от элементов, которые ей не принадлежат; 2) по Дж. Александеру - социально сконструированный символ, осуществляющий спецификацию добра и зла, двояко воздействующий на социальное действие: способствует ценностной интернализации, обеспечивая тем самым основы для сильного морального императива; конституирует приемлемые ресурсы, в контексте которых действия индивидуальных акторов типизируются с позиций морали; 3) по У. Эко — структура, представленная в виде модели, выступающая как основополагающее правило при формировании ряда конкретных сообщений, которые именно благодаря этому и обретают способность быть сообщаемыми. «Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего». - Литература: Луман Н. Медия коммуникации. М., 2005; Его же. Общество как социальная система. М., 2004; Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004; Alexander, Jeffrey A. The Meaning of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Код
(сode, код) — средство установления и фиксации взаимосвязи между планами содержания и выражения в любом типе знаков. Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (F. de Saussure) подчеркивал конвенциональность этой связи и предложил различать «означающее» и «означаемое» в соответствии с тем, как знак отличается от значения. Их взаимосвязь четко фиксируются с помощью определенного Код как набора норм и правил, устанавливающих смысловые отношения между средствами сигнификации и их содержательным наполнением. Именно Код определяет возможность узнавания объекта и использования знака в тех или иных ситуациях. С одной стороны, Код содержит референциальные связи, с другой — конвенциональные. В лингвистике и семиотике постоянно предпринимаются попытки установить нормы типологии и классификации различных систем кодов, а также осмыслить специфику самой проблемы кодирования сообщений в процессах коммуникации. Итальянский семиолог и медиевист У. Эко (U. Eco) подчеркивал, что при анализе медиатекстов всегда нужно учитывать наличие не только явных, достаточно четко эксплицируемых, уровней кодирования (таких, как технический, риторический, эстетический, идеологический и пр.), но и бессознательных К. восприятия и узнавания, которые программируют саму возможность идентификации и интерпретации адресатом тех или иных сообщений.
Литература Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193–230. А. Сарна
Литература Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193–230. А. Сарна
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016
Код
Любое языковое образование, функционирующее как средство коммуникации, пригодное для данной ситуации общения. Термин обычно употребляется вместе с термином «субкод», оба они служат для демонстрации иерархичности соотношения различных языковых образований (идиомов) в пределах данного национального языка. Таким образом, подсистемам национального языка - «единого кода» - соответствуют коды и субкоды, т. е. коммуникативные средства меньшего объема, с более узкой сферой использования, меньшим набором функций, чем единый код. Использование терминов «код» и «субкод» по отношению к некоторым языковым подсистемам строго не закреплено: выбор термина определяется удобством изложения в зависимости от предмета исследования. Напр., литературный язык именуется «субкодом», если он рассматривается как подсистема национального языка в числе других подсистем, и «кодом» - при описании его разновидностей - напр., книжный, разговорный и др. субкоды литературного языка. Совокупность используемых в данном языковом сообществе языковых кодов и субкодов находится в отношениях функциональной дополнительности и образует социально-коммуникативную систему данного сообщества. Каждый член коммуникативной системы владеет несколькими субкодами. Переключение кода обусловлено сменой социальной роли говорящего и ситуации общения. Смешение кодов расценивается как недостаточный уровень владения языком.
-субкод
См. также: Переключение кодов, Социально-коммуникативная система, Субкод
-субкод
См. также: Переключение кодов, Социально-коммуникативная система, Субкод
КОД
совокупность знаков (символов) и система правил, при помощи к-рых информация может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). К. применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен информацией между элементами системы. Изучение К. и разработка наиболее экономных К., позволяющих передавать информацию при помощи самого малого количества символов, является одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории являются, с одной стороны, кибернетич. т.зр. на информационные процессы и системы, а с другой - потребность техники связи в преобразовании информации. Отправным пунктом для развития теории информации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948 г. К. бывают равномерные (все шифры содержат одинаковое количество символов) и неравномерные (шифры содержат различн. количество символов, напр., К. Морзе). Основание К. - максимальное количество различ. символов, содержащихся в его алфавите. Основание может быть любым числом - 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей построения систем обработки и передачи информации. Для записи шифров К. используются цифры, буквы и др. знаки. Для социологии характерно применение равномерных К., шифры (кодовые позиции) к-рых изображаются отдельными цифрами. Лит.: Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Основные теории вероятностей и математической статистики. М., 1968; Майоров Ф.В. Кодирование экономической информации и машиночитаемые документы. М., 1973; Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975. Н.И. Ростегаева.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
КОД
понятие, широко используемое в семиотике и позволяющее раскрыть механизм порождения смысла сообщения. В теории информации (К. Шеннон и др.) "К." определяется как совокупность (репертуар) сигналов. В работах Р. Якобсона и У. Эко "К.", "семиотическая структура" и "знаковая система" выступают как синонимичные понятия (при этом "К." отличается от "сообщения" так же, как в концепции Соссюра "язык" - от "речи").
Иначе говоря, "К." может быть определен трояким образом: (1) как знаковая структура; (2) как правила сочетания, упорядочения символов, или как способ структурирования; (3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-то одному означаемому (Эко). Наиболее близким термином к "К." по смыслу выступает "язык" - как способ организации высказывания по определенным правилам (на подобном синонимическом употреблении настаивал Соссюр), однако в некоторых случаях исследователи избегают подобного сближения. Одни мотивируют это тем, что понятие К. более функционально, ибо может применяться в отношении невербальных систем коммуникации (от азбуки Морзе до иконических знаков). Другие считают, что термин "К." несет представление о структуре только что созданной, искусственной и обусловленной мгновенной договоренностью, в отличие от языка с его "естественным" происхождением и более запутанным характером условности (здесь использование К. не всегда носит осознанный характер; участники коммуникации подчиняются правилам языка безотчетно, не ощущая своей зависимости от навязанной им жесткой системы правил). Например, согласно Ю. Лотману , К. психологически ориентирует нас на искусственный язык и некую идеальную модель языка (а также "машинную" модель коммуникации), тогда как язык бессознательно вызывает у нас представление об исторической протяженности существования; если К. не предполагает истории, то язык, напротив, можно интерпретировать как "К. плюс его история". С целью экспликации собственно семиотического понимания К., в отличие от других подходов, Эко предложил термин "S-К." (или "семиотический К."), сущность которого заключается в том, что любое высказывание не просто организовано по определенным правилам (комбинаторики, соответствия), но и с определенной точки зрения: например, классификация, упорядочение форм, осуществленные математиком, художником и ГАИ, могут оперировать одними и теми же единицами, организуя их совершенно отличным образом согласно своим целям. В такой интерпретации К. оказывается близким по значению к понятию "идеология". В семиотическом универсуме разнообразные К. представляют собой набор ожиданий, этот набор ожиданий можно отождествить с "идеологией". "Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конференцией" (Эко). S-К. может быть сколько угодно. В том числе применительно к ограниченной совокупности элементов.
Установление, использование и дешифровка К. следуют принципу экономичности и иерархичности (так, Якобсон ввел понятие "субкод" для описания системы с несколькими кодами, один из которых доминирует, а остальные находятся между собой в отношениях иерархии). Принцип экономичности напрямую связан с информативностью закодированного сообщения: К. ограничивает информационное поле источника. Как отмечает Эко, сообщение, полученное на базе большого количества символов, число комбинаций которых достигает астрономической величины, оказывается высокоинформативным, но вместе с тем и непередаваемым, ибо для этого необходимо слишком большое число операций. Гораздо легче передать (и расшифровать) сообщение, полученное на основе системы элементов, число комбинаций которых заранее ограничено.
А.Р. Усманова
Иначе говоря, "К." может быть определен трояким образом: (1) как знаковая структура; (2) как правила сочетания, упорядочения символов, или как способ структурирования; (3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-то одному означаемому (Эко). Наиболее близким термином к "К." по смыслу выступает "язык" - как способ организации высказывания по определенным правилам (на подобном синонимическом употреблении настаивал Соссюр), однако в некоторых случаях исследователи избегают подобного сближения. Одни мотивируют это тем, что понятие К. более функционально, ибо может применяться в отношении невербальных систем коммуникации (от азбуки Морзе до иконических знаков). Другие считают, что термин "К." несет представление о структуре только что созданной, искусственной и обусловленной мгновенной договоренностью, в отличие от языка с его "естественным" происхождением и более запутанным характером условности (здесь использование К. не всегда носит осознанный характер; участники коммуникации подчиняются правилам языка безотчетно, не ощущая своей зависимости от навязанной им жесткой системы правил). Например, согласно Ю. Лотману , К. психологически ориентирует нас на искусственный язык и некую идеальную модель языка (а также "машинную" модель коммуникации), тогда как язык бессознательно вызывает у нас представление об исторической протяженности существования; если К. не предполагает истории, то язык, напротив, можно интерпретировать как "К. плюс его история". С целью экспликации собственно семиотического понимания К., в отличие от других подходов, Эко предложил термин "S-К." (или "семиотический К."), сущность которого заключается в том, что любое высказывание не просто организовано по определенным правилам (комбинаторики, соответствия), но и с определенной точки зрения: например, классификация, упорядочение форм, осуществленные математиком, художником и ГАИ, могут оперировать одними и теми же единицами, организуя их совершенно отличным образом согласно своим целям. В такой интерпретации К. оказывается близким по значению к понятию "идеология". В семиотическом универсуме разнообразные К. представляют собой набор ожиданий, этот набор ожиданий можно отождествить с "идеологией". "Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конференцией" (Эко). S-К. может быть сколько угодно. В том числе применительно к ограниченной совокупности элементов.
Установление, использование и дешифровка К. следуют принципу экономичности и иерархичности (так, Якобсон ввел понятие "субкод" для описания системы с несколькими кодами, один из которых доминирует, а остальные находятся между собой в отношениях иерархии). Принцип экономичности напрямую связан с информативностью закодированного сообщения: К. ограничивает информационное поле источника. Как отмечает Эко, сообщение, полученное на базе большого количества символов, число комбинаций которых достигает астрономической величины, оказывается высокоинформативным, но вместе с тем и непередаваемым, ибо для этого необходимо слишком большое число операций. Гораздо легче передать (и расшифровать) сообщение, полученное на основе системы элементов, число комбинаций которых заранее ограничено.
А.Р. Усманова
Источник: Социология: энциклопедия