КОД

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Код
средство коммуникации: естественный язык, искусственный язык типа эсперанто, азбука Морзе и т.п. В лингвистике кодом принято называть языковые образования: язык, территориальный или социальный диалекты и под.

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

КОД
от фр. code - совокупность знаков, символов) - англ. code; нем. Kode. Система условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Код
совокупность знаков (символов) и система правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). Код применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен информацией между элементами системы.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

КОД
code) — дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Коды могут быть осознанными или неосознанными. Наиболее известный пример — понятие Бернштейна о дифференциальном применении английского языка, посредством чего выявляются фундаментальные статусные и классовые различия (см. Разработанные и ограниченные коды). Другие примеры касаются кодов одежды и моды, выбора значений, действий или сообщений, используемых для идентификации формальными и неформальными группами интересов, тайными обществами, сексуальными меньшинствами или потребителями наркотиков.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КОД
В социолинвистике: Языковое образование, функционирующее как средство коммуникации в той или иной ситуации общения. Термин К. употребляется вместе с термином субкод, обозначающим коммуникативные средства меньшего объема, с более узкой сферой использования, меньшим набором функций, чем единый код. Совокупность кодов и субкодов находится в отношениях функциональной дополнительности и образует социально-коммуникативную систему данного сообщества. Каждый член коммуникативной системы владеет несколькими субкодами. При смене социальной роли он переключается с одного субкода на другой. Смешение кодов сигнализирует о недостаточном уровне владения языком.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

код
code фр. code. - 1. Система слов, букв, знаков, звуков, световых сигналов и других условных знаков, передающих информацию (например, азбука Морзе). 2. В криптографии система букв или других знаков, смысл которых известен только тем, кто знает шифр. 3. В теории коммуникации условные сигналы для преобразования одной сигнальной системы в другую. 4. В социолингвистике система коммуникации в устной или письменной форме, четко отличающая один язык (любую разновидность естественного языка или диалект) от другого. 5. В межкультурной коммуникации элемент базовой коммуникационной модели, передающей смысл. Выделяют три коммуникативных кода: языковой / вербальный код, паралингвистический код и невербальный / визуальный код. тж. канал.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

код
1) по Н. Луману - способ различения элементов системы от элементов, которые ей не принадлежат; 2) по Дж. Александеру - социально сконструированный символ, осуществляющий спецификацию добра и зла, двояко воздействующий на социальное действие: способствует ценностной интернализации, обеспечивая тем самым основы для сильного морального императива; конституирует приемлемые ресурсы, в контексте которых действия индивидуальных акторов типизируются с позиций морали; 3) по У. Эко — структура, представленная в виде модели, выступающая как основополагающее правило при формировании ряда конкретных сообщений, которые именно благодаря этому и обретают способность быть сообщаемыми. «Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего». - Литература: Луман Н. Медия коммуникации. М., 2005; Его же. Общество как социальная система. М., 2004; Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004; Alexander, Jeffrey A. The Meaning of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Код
(сode, код) — средство установления и фиксации взаимосвязи между планами содержания и выражения в любом типе знаков. Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (F. de Saussure) подчеркивал конвенциональность этой связи и предложил различать «означающее» и «означаемое» в соответствии с тем, как знак отличается от значения. Их взаимосвязь четко фиксируются с помощью определенного Код как набора норм и правил, устанавливающих смысловые отношения между средствами сигнификации и их содержательным наполнением. Именно Код определяет возможность узнавания объекта и использования знака в тех или иных ситуациях. С одной стороны, Код содержит референциальные связи, с другой — конвенциональные. В лингвистике и семиотике постоянно предпринимаются попытки установить нормы типологии и классификации различных систем кодов, а также осмыслить специфику самой проблемы кодирования сообщений в процессах коммуникации. Итальянский семиолог и медиевист У. Эко (U. Eco) подчеркивал, что при анализе медиатекстов всегда нужно учитывать наличие не только явных, достаточно четко эксплицируемых, уровней кодирования (таких, как технический, риторический, эстетический, идеологический и пр.), но и бессознательных К. восприятия и узнавания, которые программируют саму возможность идентификации и интерпретации адресатом тех или иных сообщений.
Литература Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193–230. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Код
Любое языковое образование, функционирующее как средство коммуникации, пригодное для данной ситуации общения. Термин обычно употребляется вместе с термином «субкод», оба они служат для демонстрации иерархичности соотношения различных языковых образований (идиомов) в пределах данного национального языка. Таким образом, подсистемам национального языка - «единого кода» - соответствуют коды и субкоды, т. е. коммуникативные средства меньшего объема, с более узкой сферой использования, меньшим набором функций, чем единый код. Использование терминов «код» и «субкод» по отношению к некоторым языковым подсистемам строго не закреплено: выбор термина определяется удобством изложения в зависимости от предмета исследования. Напр., литературный язык именуется «субкодом», если он рассматривается как подсистема национального языка в числе других подсистем, и «кодом» - при описании его разновидностей - напр., книжный, разговорный и др. субкоды литературного языка. Совокупность используемых в данном языковом сообществе языковых кодов и субкодов находится в отношениях функциональной дополнительности и образует социально-коммуникативную систему данного сообщества. Каждый член коммуникативной системы владеет несколькими субкодами. Переключение кода обусловлено сменой социальной роли говорящего и ситуации общения. Смешение кодов расценивается как недостаточный уровень владения языком.
-субкод
См. также: Переключение кодов, Социально-коммуникативная система, Субкод

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

КОД
совокупность знаков (символов) и система правил, при помощи к-рых информация может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). К. применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен информацией между элементами системы. Изучение К. и разработка наиболее экономных К., позволяющих передавать информацию при помощи самого малого количества символов, является одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории являются, с одной стороны, кибернетич. т.зр. на информационные процессы и системы, а с другой - потребность техники связи в преобразовании информации. Отправным пунктом для развития теории информации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948 г. К. бывают равномерные (все шифры содержат одинаковое количество символов) и неравномерные (шифры содержат различн. количество символов, напр., К. Морзе). Основание К. - максимальное количество различ. символов, содержащихся в его алфавите. Основание может быть любым числом - 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей построения систем обработки и передачи информации. Для записи шифров К. используются цифры, буквы и др. знаки. Для социологии характерно применение равномерных К., шифры (кодовые позиции) к-рых изображаются отдельными цифрами. Лит.: Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Основные теории вероятностей и математической статистики. М., 1968; Майоров Ф.В. Кодирование экономической информации и машиночитаемые документы. М., 1973; Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975. Н.И. Ростегаева.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КОД
понятие, широко используемое в семиотике и позволяющее раскрыть механизм порождения смысла сообщения. В теории информации (К. Шеннон и др.) "К." определяется как совокупность (репертуар) сигналов. В работах Р. Якобсона и У. Эко "К.", "семиотическая структура" и "знаковая система" выступают как синонимичные понятия (при этом "К." отличается от "сообщения" так же, как в концепции Соссюра "язык" - от "речи").
Иначе говоря, "К." может быть определен трояким образом: (1) как знаковая структура; (2) как правила сочетания, упорядочения символов, или как способ структурирования; (3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-то одному означаемому (Эко). Наиболее близким термином к "К." по смыслу выступает "язык" - как способ организации высказывания по определенным правилам (на подобном синонимическом употреблении настаивал Соссюр), однако в некоторых случаях исследователи избегают подобного сближения. Одни мотивируют это тем, что понятие К. более функционально, ибо может применяться в отношении невербальных систем коммуникации (от азбуки Морзе до иконических знаков). Другие считают, что термин "К." несет представление о структуре только что созданной, искусственной и обусловленной мгновенной договоренностью, в отличие от языка с его "естественным" происхождением и более запутанным характером условности (здесь использование К. не всегда носит осознанный характер; участники коммуникации подчиняются правилам языка безотчетно, не ощущая своей зависимости от навязанной им жесткой системы правил). Например, согласно Ю. Лотману , К. психологически ориентирует нас на искусственный язык и некую идеальную модель языка (а также "машинную" модель коммуникации), тогда как язык бессознательно вызывает у нас представление об исторической протяженности существования; если К. не предполагает истории, то язык, напротив, можно интерпретировать как "К. плюс его история". С целью экспликации собственно семиотического понимания К., в отличие от других подходов, Эко предложил термин "S-К." (или "семиотический К."), сущность которого заключается в том, что любое высказывание не просто организовано по определенным правилам (комбинаторики, соответствия), но и с определенной точки зрения: например, классификация, упорядочение форм, осуществленные математиком, художником и ГАИ, могут оперировать одними и теми же единицами, организуя их совершенно отличным образом согласно своим целям. В такой интерпретации К. оказывается близким по значению к понятию "идеология". В семиотическом универсуме разнообразные К. представляют собой набор ожиданий, этот набор ожиданий можно отождествить с "идеологией". "Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конференцией" (Эко). S-К. может быть сколько угодно. В том числе применительно к ограниченной совокупности элементов.
Установление, использование и дешифровка К. следуют принципу экономичности и иерархичности (так, Якобсон ввел понятие "субкод" для описания системы с несколькими кодами, один из которых доминирует, а остальные находятся между собой в отношениях иерархии). Принцип экономичности напрямую связан с информативностью закодированного сообщения: К. ограничивает информационное поле источника. Как отмечает Эко, сообщение, полученное на базе большого количества символов, число комбинаций которых достигает астрономической величины, оказывается высокоинформативным, но вместе с тем и непередаваемым, ибо для этого необходимо слишком большое число операций. Гораздо легче передать (и расшифровать) сообщение, полученное на основе системы элементов, число комбинаций которых заранее ограничено.
А.Р. Усманова

Источник: Социология: энциклопедия