Индийская философия

Найдено 1 определение
Индийская философия
Indian philosophy), до- и неисламские школы мысли, к-рые принято обозначать санскритскими терминами даршана (видение) и анвикшики (исследование), Инд. мыслители обычно принадлежали к той или иной традиции или школе, имевшей специфический религ. характер, а для И.ф. в целом характерна тесная внутр. связь между аргументированным анализом разного рода представлений относительно знания, языка, логики, природного мира и т.д. и обоснованием разл. интерпретаций свящ. предания о духовном освобождении. Нек-рые части Вед, подробно описывающие соотношение между деят-тью человека и мировым порядком, были использованы позднейшими мыслителями как основа для разработки вопросов этики и языка. В Упанишадах приведены первые метафиз. построения о природе субъективного начала (атман), о боге и сверхъестественных силах, а также о природе мироздания. Классич. И.ф. в общих чертах делится на Шесть школ мысли (шаддаршана) — пурва-миманса; уттара-миманса, или веданта; йога; санкхья; ньяя и вайшешика, — возникшие прибл. между 4 в. до н.э. и 4 в. н.э. В течение след, тысячелетия пурвамиманса разделилась на две дочерние школы, а веданта — на три, в то же время произошло слияние йоги и санкхьи, а также ньяи и вайшешики. Двумя др. школами были локаята и т.н. школа грамматиков (часто объявлявшая о номинальной принадлежности к одной из традиц. школ). Буд. школами, возникшими как соперничавшие интерпретации учения Будды, были хинаяна (саутантрика и вайбхашика), махаяна (мадхьямика, или шуньявада (нагарджуна), и йогачара, или виджнянавада). Самостоятельная в религ. отношении школа джайнистов фактически использовала ту же самую философию. Нек-рые из Шести школ мысли первоначально связывались с одним опред. воззрением. Так, пурвамиманса отстаивала реальный и независимо существующий мир без бога-творца, проявляющий себя в мировых законах, с к-рыми люди должны согласовывать свое поведение, следуя правилам языка, установленным Ведами. Адвайта-веданта утверждала, что мир нельзя рассматривать ни как независимый, ни как зависимый от субъективного подхода к его существованию; такой мир окажется превзойденным, когда люди поймут, что их сознание тождественно сознанию творца (брахман). Школа санкхья-йога пыталась определить составные элементы природного и духовного миров, в то время как ньяя-вайшешика, признававшая сотворенный богом и не зависимый ни от каких умственных или субъективных построений мир, превратилась в школу логики, разрабатывающую изощренные ср-ва анализа познания, гносеологические формулы, отношения и т.д., к-рыми пользовались и др. школы, включая адвайту. Буддисты также создали собственный логический инструментарий и разработали систему радикальных взглядов, идущих вразрез с общепринятым представлением о реальности: идеалистическая йогачара утверждала, что мир — это умственное построение, а мадхьямика развивала диалектическую аргументацию (диалектика) против взгляда, согласно к-рому возможно адекватное восприятие реальности (адвайта использовала эти аргументы для собственных целей). Между школой грамматиков и пурва-мимансой шли дискуссии о природе языка и его отношении к миру. Джайнисты пытались создать систему категорий, описывающих истинность и ложность филос. утверждений, к-рая должна была продемонстрировать превосходство их собственного пути к спасению. Др. рассуждения касались роли свящ. предания в орг-ции об-ва, поступков и их последствий, нравственного закона и способов достижения особого духовного состояния. Природа субъекта, или души, также широко обсуждалась. Т.о., И.ф. занималась исследованием того же, что и зап. философия; вместе с тем внимание И.ф. традиционно было сосредоточено скорее на филос. обосновании духовных притязаний отд. школ, чем на чисто теоретич. исследовании, характерном для совр. зап. философии.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
460.06 кб

Как я понимаю индийскую философию?

Лысенко В. Г.
Доклад представляет собой попытку объяснить индийскую философию как автономную философскую традицию, исходя из ее собственного цивилизационного и культурного контекста.
Читать PDF
281.68 кб

ИНДИЙСКИЙ ВКЛАД В МЕЖКУЛЬУРНУЮ ФИЛОСОФИЮ

Степанянц Мариэтта Тиграновна
Высокая активность индийских философов в развитии межкультурного дикурса обусловлена рядом причин, к числу которых относится инклюзивный характер индийской цивилизации и богатство ее герменевтической традиции.
Читать PDF
112.85 кб

Герменевтика M. Хайдеггера и индийская философия

Фалёв Егор Валерьевич
В данной статье рассматриваются новые, ранее не отмеченные в исследовательской литературе точки сближения между философской герменевтикой М. Хайдеггера и индийской философией.
Читать PDF
515.93 кб

Индийская мысль как материал компаративной философии

Э. Е. Чубарева
Читать PDF
168.93 кб

Идеи индийской философии и социальные практики Запада

Пендюрина Л. П.
Читать PDF
317.05 кб

К осмыслению трансляции доктрины в индийской философии

Парибок А.В., Псху Р.В.
В статье анализируются специфические черты модуса трансляции философского знания в древней и средневековой философии Индии.
Читать PDF
1,009.23 кб

Идеи индийской философии и трансперсональная психология

Пендюрина Людмила Петровна
Статья посвящена проблемам развития трансперсональной психологии и анализу идей индийской философии, используемых представителями трансперсональной психологии для понимания сознания и перспектив развития психики.
Читать PDF
65.56 кб

Индийский теизм в свете философско-компаративного анализа

Канаева Наталия Алексеевна
Рецензия на книгу:Аникеева Е.Н. Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ. М., Изд-во Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета,2013. 256 с.
Читать PDF
273.52 кб

Образ индийской философии в трудах Бонкимчондро Чоттопаддхая

Скороходова Т.Г.
В статье предпринята попытка реконструировать образ индийской философии, созданный в трудах индийского писателя, социолога и общественного деятеля Бонкимчондро Чотопаддхая (1838-1894).
Читать PDF
483.90 кб

Индийская и китайская историко-философские последовательности

Красиков Владимир Иванович, Сандаг Энхтуяа
В статье рассматривается специфика и общие закономерности возникновения и развития философии в Индокитае. Здесь сопоставляются условия генезиса философии в историко-культурном контексте двух различных великих цивилизаций Востока.
Читать PDF
733.75 кб

ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРАДИЦИОННОЙ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Красильников Владимир Анатольевич
В статье анализируется и актуализируется содержание взглядов традиционной философии Индии на вопросы бессмертия, жизни, смерти, посмертного существования и отношение к данным проблемам со стороны общества.
Читать PDF
123.25 кб

О доказательствах существования Бога/Ишвары в индийской философии

Аникеева Елена Николаевна
В индийской культуре, как и в других политеистических религиях и философиях, имеется тенденция относительного теизма в отличие от христианского теизма как абсолютного, или монотеизма.
Читать PDF
329.16 кб

Метаморфозы субъекта: компаративный анализ постмарксизма и индийской философии

Самарин А. С.
В статье рассматриваются концепции субъекта, представленные в философии постмарксизма, а также в ортодоксальной и неортодоксальной индийской философии.
Читать PDF
353.38 кб

Монады Лейбница и "атомистический подход": взгляд историка индийской философии

Лысенко Виктория Георгиевна
В статье предпринята попытка посмотреть на Лейбница из топоса индийской философии.
Читать PDF
245.14 кб

Основные подходы к исследованию философии индийской йогачары в зарубежной индологии ХХ века

Бурмистров Сергей Леонидович
Методология исследований йогачары развивалась от априорно-философского метода, предполагавшего рассмотрение буддийской философии через призму выработанных в западной культуре представлений о сути философии, ее основных разделах и