ИСТОРИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИСТОРИЯ
history) — 1. Прошлое в целом. 2. Какие-либо письменные исследования прошлого. 3. Записанное прошлое (записанная история); история обществ, обладавших письменностью; общества, в которых сохранились письменные свидетельства, зарегистрировавшие устные традиции (ср. Археология). 4. Профессиональная академическая дисциплина, связанная с изучением прошлого. Историческое описание принимает множество форм: популярную, пропагандистскую, академическую. Хотя в последней оно выполняется главным образом историками, академическое историческое описание не ограничивается этим кругом авторов. Многие социологические исследования посвящены определенным историческим обществам или выбирают общие их особенности (см. также Историческая социология). Кроме того, каждая академическая дисциплина имеет тенденцию изучать свою собственную историю, например, история науки, история искусства и т.д. Отношения между историей и социологией как академическими дисциплинами были непростыми. Если цель историков — понимание и объяснение специфических исторических ситуаций, социологи чаще относились к полученным данным как к лаборатории для проверки более общих суждений об обществах или их специфических типах (см. также Сравнительный метод). Такое общее различие, однако, оправданно лишь отчасти, поскольку очевидны присутствие значимых объяснительных оценок в социологии (например, "Протестантская этика и дух капитализма" Вебера, 1904) и частое обращение залюмощью к общим суждениям в академической истории (см. также Значимые понимание и объяснение; Герменевтика). См. также Историческое обобщение; Историзм; Школа анналов; Бродель; Блок; Тилли; Маркс; Мур; Андерсон; Манн; Историческая демография; Verstehen (прим.); Идеальный тип; Идиографический и номотетический; Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften (прим.).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ИСТОРИЯ
движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое.
Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. как свершение или осуществление некоторой цели ("прогресса цивилизации", "социальной справедливости", "освобождения человека" и т.п.). И. образует наполняющий время смысл; от абстрактного календарного времени, служащего средством датирования или измерения длительности процессов, историческое время отличается содержательной определенностью. Оно может быть то более, то менее насыщенным историческими событиями, может течь то медленнее, то быстрее - в зависимости от темпа исторических трансформаций оно может быть временем героев, временем несбывшихся надежд или вовсе историческим безвременьем. Индивид погружен в И. и реализует себя как человека, соотнося свое социальное поведение с глубинным течением И. Сравнительный анализ различных культур обнаруживает разнообразие представлений об И. В частности, если в обществах, заряженных на прогресс, историческое время понимается как текущее из прошлого через настоящее в будущее, то в историческом сознании традиционных обществ прошлое находится впереди настоящего - как образец, к которому надлежит максимально приблизиться. Более того, обнаруживается, что сама идея И. свойственна лишь цивилизованным обществам, появившимся впервые в 4 тысячелетии до н.э.; в архаических (первобытных) обществах господствует мифологическое, а не историческое сознание. Поэтому архаические общества могут быть в известном смысле определены как доисторические - не имеющие реального опыта И.
Идея линейной И. впервые оформляется в античной культуре. Важнейшей предпосылкой привычных для нас представлений об И. явилось христианство, в центре внимания которого находятся не природные процессы, а определенным образом понятая человеческая И. - И. спасения. Структурируя историческое время последовательностью уникальных событий (сотворение мира и человека, грехопадение первых людей, первое пришествие Христа и его искупительная жертва, открывшая человеку возможность спасения, грядущие конец света и Страшный суд), христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости И., преодолев тем самым циклизм в восприятии времени, свойственный язычеству. Христианство, являясь мировой религией, обращенной к "человеку вообще", заложило основы трактовки И. как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. В новоевропейской культуре историческое сознание получило интенсивное развитие в конце 18-19 в. 19 в. - "столетие историков" - характеризуется настоящим культом И. В условиях падения влияния традиционных форм религии было осуществлено своеобразное обожествление И. Предполагалось, что ход И. обладает высшей целесообразностью, "в конечном счете" окупает все жертвы и каждому воздает по заслугам. Единственное, о чем должен заботится человек, коль скоро он претендует на участие в И., это - "не отстать от прогресса". Катастрофизм реального исторического опыта сильно подорвал наивно прогрессистскую веру в гарантированность и провиденциальную разумность И. Разбожествление И. совершалось по-разному. Наиболее раннюю версию, восходящую еще к середине 19 в., представляет собой марксизм: И. не есть некое богосоразмерное разумное начало, преследующее "высшие" цели, И. создает сам человек, занятый удовлетворением своих материальных потребностей. Историческое событие образуется пересечением множества индивидуальных действий, столкновением частных интересов, и это случайность, которая служит проявлением исторической необходимости, - объективной эволюции общественного производства. Акцент на анализе материально-экономических процессов демистифицировал идею И., однако вера в непреложную историческую необходимость обернулась мессианством и небывалой жестокостью людей, якобы познавших "объективные законы общественного развития" и выступивших вершителями "суда И.". Другой вариант реакции на разбожествление И. представляет собой весьма популярный в 20 в. неомифологизм. Историческое время, утратившее высшую целесообразность, становится бессмысленно-мучительным для человека. Неомифологизм пытается преодолеть "кошмар И." посредством актуализации опыта мировосприятия, свойственного архаическим культурам, снимающим линейность исторического времени мифом о вечном возвращении. Однако бегство от идеи И. не приводит к прекращению реальных ее кошмаров и означает фактически уклонение от ответственности за происходящее. Сохранение тезиса об исторической ответственности человека стало возможным, как оказалось, посредством антропологизации И. Исторический процесс лишается какого бы то ни было надчеловеческого смысла, единственный смысл И. - это самореализация человека как свободного существа. Ткань И. образуется творческими ответами человека на безвыходные, с точки зрения прежнего опыта, ситуации. И. не гарантирована человеку, и ход ее не предопределен, И. держится постоянным усилием человека реализовать себя как свободное существо, независимое от внешней обусловленности. Саморазвитие и самоценность человека становятся мерой прогресса как сквозного смысла И. Однако в 20 в. в историческое мышление проникают идеи прерывности и множественности, вообще подрывающие основополагающий тезис о смысловом единстве И.
Освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый европоцентризм привычного представления об И. как едином всемирно-историческом процессе: смысл И. (неограниченный прогресс) и ее периодизация (Древний мир - Средние века - Новое время) были определены на основе западного исторического сознания и представляют собой его неправомерную универсализацию. Концептуальная модель всемирной И. унифицирует изучаемые общества, тогда как реальный исторический материал свидетельствует в пользу их уникальности и открывает И. как многообразие типов исторического развития. Однако оборотной стороной тезиса об уникальности каждой цивилизации является признание их эквивалентности - они равноценны в силу отсутствия общей шкалы, позволяющей произвести их сравнительную оценку; единый поток И. распадается на множество разнородных локальных историй. Тем самым историческое мышление оказывается перед дилеммой: остаться в плену культурного империализма или вообще лишить И. общей смысловой направленности. Выходом из тупика является, по-видимому, переосмысление сущности исторической реальности. Привычная идеология прогресса как смысла И. основана на противопоставлении природы и И., природная среда здесь трактуется как пьедестал социально-исторического развития, средство удовлетворения человеческих потребностей. Глобальный экологический кризис, демонстрируя невозможность безграничного прогресса, выявляет глубокую укорененность человеческой И. в динамике биосферы Земли и по-новому открывает нам единство судьбы всего человечества (перед лицом возможного самоуничтожения).
По-видимому, на смену теории "всемирной И." может прийти концепция "глобальной И.", основанная на расширенном понимании исторической реальности и сочетании идеи планетарного единства человечества с признанием самобытности локальных социо-природных систем. Причем глобальная И. - это не столько теоретическая, сколько практическая проблема: человечество должно обрести новый тип историчности, решив две взаимосвязанные задачи: выработать стратегию коэволюции общества и природы и обрести прочное глобальное единство посредством диалогического взаимодействия различных культурных традиций. Пока это не произошло, идея И. остается одним из самых загадочных и противоречивых продуктов человеческого разума. В трактовке современной философии концепт "И." неуклонно уступает место теории "постистории". : Социальная философия, Всемирная история.
В.Н. Фурс

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
335.99 кб

История наркотизма от древних времен до современности (социологический анализ)

Валькова Ульяна Валерьевна
Статья посвящена анализу отношения общества к проблеме психоактивных веществ от древних времен до современности.
Читать PDF
1,003.06 кб

Парадигмы научной политики: история и современность

Коннов В. И.
Читать PDF
112.22 кб

История исследования социального интеллекта (окончание)

Лунева Ольга Викторовна
Представлены современные направления исследования социального интеллекта в США: проверка валидности социального интеллекта и выделение его аспектов, теория множественных интеллектов Г.
Читать PDF
103.79 кб

История исследования социального интеллекта (начало)

Лунева Ольга Викторовна
Представлена история появления термина «социальный интеллект» и исследования социального интеллекта в американской психологии. Выделено пять этапов исследования, раскрыто содержание четырех этапов.
Читать PDF
219.58 кб

История становления и развития обучения предпринимательским качествам коренную (маорийскую) молодежь

Петрищев Владимир Иннокентьевич, Грасс Татьяна Петровна, Петрищева Галина Петровна
В статье рассматриваются история становления и развития обучения предпринимательским качествам коренной молодежи (маорийцев) с конца Х1Х века до наших дней.
Читать PDF
904.85 кб

История государства в оценках россиян

Покида Андрей Николаевич
В статье изложены некоторые результаты социологического исследования исторической памяти российского населения, характеризующие уровень исторических знаний, представлений в массовом сознании людей, их отношение к историко-культурн
Читать PDF
145.06 кб

Глобализация общественной жизни: история и современность

Хорин Иван Сергеевич
Читать PDF
397.70 кб

Эпистемология социального противоречия и социального конфликта: история или социальная эпистемология

Липаков Кирилл Анатольевич
В статье ставится вопрос о том, в компетенции какой из дисциплин находится определение эпистемологического статуса социальных противоречий и конфликтов.
Читать PDF
63.70 кб

Житейская история в структуре повседневности: опыт фрейм-анализа

Резаев Вячеслав Владимирович
Статья посвящена опыту исследования культуры повседневности при помощи фрейм-анализа. Приводится описание исследования житейских историй в структуре повседневности.
Читать PDF
1.05 мб

История развития технологий управленческого консультирования в России: востребованность нового прочт

Юрасова Мария Владимировна
В статье в историческом разрезе рассматриваются методы и технологии работы консультантов по управлению. Большое внимание уделяется НОТовскому движению 1920-х гг.
Читать PDF
369.11 кб

История становления понятия «Социальная идентичность» в зарубежной социологии и социальной психологи

Шакурова Анна Васильевна
Цель: обобщить, систематизировать и уточнить имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к феномену социальной идентичности с социально-психологических и социологических позиций.
Читать PDF
91.04 кб

Ассирийцы: история с продолжением

Бирчанская Людмила Альбертовна
Еще сто лет назад Москва была с некоторыми оговорками чисто русским городом. Это следует из данных переписи населения России, проводившейся в 1897 году.
Читать PDF
330.08 кб

Экономическая история семьи

Коновалова Е. В.
Во второй половине ХХ века сформировалась новая экономическая история, неотъемлемой частью которой является институциональная экономическая теория.
Читать PDF
362.20 кб

Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность

Соколюк Н. В.
Представлен социально-философский анализ родительства в изменяющихся социокультурных условиях с применением гендерной методологии, а также рассмотрены возможные пути разрешения противоречий в этой сфере, вызванные трансформацией с
Читать PDF
252.12 кб

История технологии в транснациональной перспективе: результаты, вызовы, перспективы

Никифорова Наталия Владимировна

Похожие термины:

  • История беременностей

    информация об общем числе, времени наступления и исходах (живорождение, мертворождение, внутриутробная смерть) беременностей данной женщины.
  • Этническая история

    см. Этногенез.
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ

    life history and life history method) — социологическое, историческое, психологическое изучение, произведенное на основе интервью "лицом к лицу" (см. также Устная история) или личных документов — дневников, писем.
  • ЛАТЕНТНАЯ и КОНТАКТНАЯ ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

    от лат. latentis - скрытый и contactus - соприкосновение) - основные периоды Всемирного исторического процесса, выделяемые по основанию знания и осознания себя человечеством как единой планетарной социаль
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ

    history of ideas) — междисциплинарный подход к историческому исследованию идей с целью преодоления фрагментарности изучения современной истории мысли (так, существуют история социологии, науки, филосо
  • Социальная история клиента

    Глубокое исследование и описание условий жизни клиента, его настоящего и прошлого, обычно включаемое в его личную и медицинскую карты. Содержит сведения о семье клиента, о его ближайшем окружении,
  • КОМПАРАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

    comparative history) - использование сравнений, сходств и различий между историческими обществами с целью большего понимания причинных влияний входе изучения специфических или общих случаев (например, пр
  • ИСТОРИЯ МЕНТАЛИТЕТОВ

    history of mentalities) - подход к историческому исследованию (как, в частности, в работах французских историков Фернана Броделя, 1949, и Эмануэля Ле Роя Ла-люри, 1978) с целью реконструкции идей, эмоций и ментальн
  • История методологии

    содержание исторического познания явления и сущности "методологии", возникновения, эволюции и настоящего состояния с осторожным прогнозом на будущее.
  • Натуральная история

    несколько устаревший, но вполне адекватный синоним термина "эволюция".
  • История отечественной журналистики

    Процесс возникновения, становления и эволюции отечественной журналистики в период с середины XIX века до наших дней. Главными фигурами истории отечественной журналистики и публицистики XIX века мо
  • История развития социальной работы

    развитие социальной работы как профессиональной области скорее схоже с развитием медицины, чем психологии, в том смысле, что динамика развития была не «от теории к практике», а от практикования к
  • ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ

    см. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ.
  • ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОГО РОСТА

    world grouth story) — оценка делений человека, критикуемая Гелнером (1964), который представляет развитие человеческих обществ как историю "всеобъемлющего восходящего роста", совпадающую с биологическим эв
  • История рождений

    перечень всех живорождений и их дат на протяжении всей жизни женщины, получаемый в ходе переписи или социологического опроса. История рождений может включать также пол каждого ребенка, дожитие ре
  • История семьи

    изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений… Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального стату
  • История случая

    case history) – хронологический отчет о человеке и его семье с указанием важных событий или факторов, которые могут объяснить возникновение личных или семейных проблем. Некоторые агентства социальног
  • История СМИ

    Возникновение, развитие средств массовой информации за время их существования. История СМИ насчитывает не один век - с тех пор, как люди нашли способы делиться информацией. Первоначально СМИ были
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

    social history) - историография и исторический анализ с акцентом скорее на изменениях всеобщих моделей социальной жизни в обществах, чем просто на политических событиях. См. также Хистори Уоркшоп Джорна
  • ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЗАПАДНОЙ

    история становления и развития социологич. знания в США и Зап. Европе, формировавшегося в процессе борьбы осн. социологич. ориентации, направлений и школ. Социология прошла длительный и сложный пу