НАУКА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Наука
социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Наука
сфера деятельности, реализующая познавательную функцию в рамках идеи "сущностного знания" и ценности достижения "истины".

Источник: Методологический словарь для управленцев

Наука
знание или как метод. Научные знания представляют собой совокупность фактической информации о материальном мире, накопленной и осмысленной посредством научного метода.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Наука (science)
Применение систематических методов исследования и тщательного логического анализа при изучении объектов, событий или людей; таким образом создается система знания.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Наука
специфическая сфера человеческой творческой деятельности, назначение которой - выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Наука
сфера человеческой деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающая в себя ученых, научные учреждения, методы научного исследования, систему научной информации и всю сумму научных знаний [21.– С.460].

Источник: Социология. Словарь.

Наука (science)
Естественные науки — системное изучение физического мира, включающее сбор эмпирических данных, построение теорий и подходов, с помощью которых дается объяснение и интерпретация данных. Научная деятельность сочетает в себе творческое нестандартное мышление с тщательной проверкой гипотез и идей. Отличительной чертой, выделяющей науку среди прочих типов мыслительной деятельности (например, религии), является постулат, что, все научные идеи открыты для обсуждения и пересмотра со стороны членов научного сообщества.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Наука
Область человеческой деятельности, направленная на получение объективных фактов реальной картины мира. Наука основывается на знании и доказательстве ее истинности. Доминирующий стиль научного мышления – рационализм. Под наукой принято подразумевать одновременно и результат исследований (получение научных знаний), и процесс исследования (сама научная деятельность) и конкретный социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых). Наука оперирует целым категориальным аппаратом, куда входят методы, методологические подходы, предмет и объект познания, цели и задачи и прочее. На основе полученных данных наука формирует определенные теории или аксиомы развития природы и общества.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Наука
Наука. Science. 1. Деятельность по получению нового, объективноистинного знания и гипотетических, т. е. требующих проверки на истинность, суждений о законах и закономерностях развития, изменений и функционирования природы, общества и мышления. Н. в принципе исключает мифологические и мистические (собственно религиозные) объяснения и интерпретации и рассматривает первичный миф как результат субъективного опыта человека, не выделяющего себя из природы, но общающегося с ней, а религию – как вторичную форму мифологизации действительности, являющуюся формой общественного сознания, т. е. одной из идеологий, и институтом социального контроля. 2. Отрасль научного знания. 3. Социальный институт, функцией которого является организация производства, накопления, распространения и разработки технологий практического применения новых знаний.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

НАУКА
англ. science; нем. Wissenschaft. 1. Система знаний о законах природы, общества, мышления. Науки различают: по характеру предмета исследования (естественные, технические, гуманитарные, социальные, поведенческие и т. д.); по способу сбора данных и уровню их обобщения (эмпирические, теоретические, фундаментальные); по методу исследования (номотетические, идеографические); по степени практической применимости (чистые, прикладные). 2. Соц. институт, функцией к-рого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Включает: систему кооперации и разделения труда, сообщество ученых, профессионалов, специализированные учреждения (университеты, институты, лаборатории, оборудование и т. д.), систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность, методологию и методы исследования; систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных. 3. См. ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НАУКА
science) — 1. (Самый общий смысл) систематическое изучение физических или социальных явлений. 2. (Более узкий смысл) изучение физических и социальных явлений путем наблюдений, экспериментов, классификации и поиск универсальных общих законов и объяснений. 3. определенная отрасль знания в каком-либо из вышеупомянутых значений (например, социальная наука) (ср. Идеология; Магия; Религия). Споры о значении 2 концентрируются на степени необходимости или возможности достижения строгого определения "науки", а также на том, пригодно ли оно в одинаковой степени к физическим и социальным наукам, ибо последним свойственно учитывать выбор человека и социальную деятельность. Эти споры возросли в последнее время в результате критических нападок на обычную философию знания и науки. Проблемы в основном вызвали работы КУНА (1962). В них наука рассматривается как продукт множества подходов многочисленных групп и школ (см. Научная парадигма) без какой-либо единой совокупности процедур или четких критериев, позволяющих разграничить науки в целом. Ни позитивизм, ни фальсификационизм, два главных течения в обеспечении "критериев демаркации" науки, сегодня не находят безусловной поддержки (см. также Модель сопроводительного закона; Научный реализм). Широко распространено следующее представление: наука теперь — не столько отдельная чистая форма, сколько сложный процесс социального производства, работа на основе предшествующего знания и преобразования его, но без единого научного метода или прямого различия между наукой в смысле 2 и другими форма и знания. Наука — социально обусловленное явление, возникающее в таком контексте, в котором культурные ценности и интересы Ученых, а также более широких слоев всегда оказывают потенциальное влияние на процесс познания (см. также Социология науки; Социология познания; Объективность). Некоторые исследователи утверждают, что лишь прочная ныне системологическая позиция призвана признать неизбежную относительность научного познания (см. Эпистемология; Релятивизм). Однако возможно возвращение к общим философским критериям для выявления "истинности" гипотез и теорий. Например, Хабермас (1970) и Фейерабенд (1978) предлагают "консенсус" или неограниченную дискурсивную модель условий познания. То есть поиск истины является требованием условий, способствующих "открытому дискурсу" по любому обоснованию, предлагаемому в поддержку частных гипотез, с целью достижения "гарантированного консенсуса". Правда, современный подход к науке и ее сравнение с "ненаукой" (например, с идеологией) ставит намного больше открытых вопросов, чем до настоящего времени.

Источник: Большой толковый социологический словарь

НАУКА
сфера человеч. деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Под Н. понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и соц. ин-т, в рамках к-рого она осуществляется. Часто Н. называют и отдельную отрасль знаний. Знания получаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом деятельности. При этом как сами научн. знания, так и процесс их получения обладают рядом специфич. черт, к-рые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в других сферах деятельности. Научн. деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованному и проверенному знанию, и в связи с этим для нее присуще наличие развитого аппарата методов и процедур, используемых для рационального критич. обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний. Для науч. знания характерны направленность на объект, на выявление собственных, имманентных законов функционирования и развития изучаемого объекта. Теоретич. системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с определенной системой исходных аксиом, постулатов и допущений. Процедуры обоснования научн. знания включают в себя как логич. анализ согласованности каждого элемента с этой системой, так и различн. способы эмпирич. проверки. Автор, излагающий новый научн. рез-т, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого рез-та. Обоснованность научн. знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга явлений, оно содержит также импульс к критич. анализу, а иногда и к радикальному пересмотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на к-рые оно опирается. Наряду с объективной направленностью научн. знанию свойственна и адресованность, пусть неявная и неосознаваемая человеком как субъектом. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли воспринимать, понимать, оценивать, усваивать, осмысливать и использовать др. субъекты: при этом научн. знание - это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способностям того или иного конкретного субъекта, а ко всякому соответствующим образом подготовленному индивиду. Совокупность лиц, обладающих необходимой компетенцией в данной области и участвующих в процессе выработки нового знания, называют научн. сообществом. Нередко оно понимается как совокупный субъект науч. деятельности. Адресованность научн. знания другим субъектам и науч. сообществу в целом достигается за счет того, что сам процесс его получения регулируется нормами, к-рые каждый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профессиональной подготовки. Научн. сообщество, разрабатывающее нек-рую проблемную область, является первичной соц. ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно определяет круг проблем, к-рые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми: существуют приемлемые концептуальные и технич. средства решения этих проблем. Наряду с этим научн. сообщество дает первую оценку новизны, важности и глубины исследовательских рез-тов, получаемых его членами, определяет статус и престиж каждого из них. Более крупной соц. ячейкой является дисциплинарное сообщество, на уровне к-poro осуществляется воспроизводство научн. деятельности и подготовка новых поколений исследователей, способных работать на переднем крае Н., в рамках проблемных научн. сообществ. Характерные признаки научн. дисциплины - наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и дисциплинарных учебников. Следующим иерархия, уровнем являются целые сферы или области знаний, т. е. полидисциплинарные образования - такие, как физика, химия, биология и др. Самое крупное членение Н. - это ее разделение на естественные, обществ. (соц., гуманитарные) и технические Н. Между этими тремя группами Н. существуют определенные различия, выражающиеся как в познавательных установках, так и в формах соц. организации деятельности. В современной Н. исследования, проводимые на переднем крае, зачастую носят междисциплинарный характер и определяют взаимодействие представителей обществ., естественных и технич. Н. Историч. процесс развития Н. сопровождается расширением спектра выполняемых ею специальных функций и соответственно усилением ее взаимосвязей с другими сферами совокупной деятельности об-ва. Первыми по времени получают развитие культурно-мировоззренч. функции Н., к-рые реализуются благодаря тому, что предлагаемые Н. рациональные, т. е. основанные не на субъективном мнении, а на критически осмысленном объективном знании, объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности входят в содержание культуры и мировоззрение об-ва. Признание за Н. авторитета в этой области явилось важным шагом в процессе ее соц. институционализации, поскольку научн. деятельность начинает восприниматься как общественно приемлемый и признанный род занятий. Прогрессирующая специализация научн. деятельности ведет к тому, что для этого оказывается необходимой достаточно длительная и основательная профессиональная подготовка, обеспечиваемая соц. ин-тами образования, с к-рыми у Н. устанавливаются интенсивные взаимосвязи и взаимообмены, посредством к-рых реализуется др. группа соц. функций Н. Как содержание, так и формы образования складываются и развиваются под сильным влиянием Н. В свою очередь, составной частью научн. деятельности становится деятельность, направленная на воспроизводство соц. ин-та Н., на оформление, обобщение и систематизацию рез-тов научн. исследований, к-рые организуются по нормам учебного предмета. Значительная группа соц. функций Н. связана с приложением научн. знаний и методов в самых разных сферах практич. деятельности. Наиболее характерный в этом отношении - процесс превращения Н. в непосредственную производительную силу, формирования устойчивых взаимосвязей между Н., техникой и производством. Научн. эксперимент и установка для проведения -выступают при этом как модель и прообраз установки для промышленного преобразования естественных веществ и объектов, возможность к-рых впервые выявляется в эксперименте. Тип взаимоотношений, устанавливающихся между Н. и промышленным производством, распространяется и на др. сферы практич. деятельности - сельское хозяйство, здравоохранение и др. Это ведет к формированию в данных сферах деятельности комплексов, включающий в качестве необходимой составной части соответствующие области научн. знания, к-рое используется для рационализации и оптимизации деятельности в данной сфере. Вместе с тем это сказывается и на самой Н., в рамках к-рой прсь исходят дифференциация на фундаментальные и прикладные исследования. Такое различение нельзя считать строгим, и оно часто подвергается критике; тем не менее в нем фиксируются значимые различия в познавательных установках, в ориентации и мотивациях ученых. Если для фундаментальных исследований характерна установка на получение истинного и теоретически обоснованного знания, то цель прикладных - практич. эффективность и результативность знаний. С превращением Н. в непосредственную производительную силу связан переход от "малой Н." к "большой Н.", когда Н. становится массовым видом деятельности, требующим значительных обществ. ресурсов, дорогостоящего экспериментального оборудования и т. п. В рез-те Н. становится объектом государственного планирования и управления, возрастает значение вопросов формирования и реализации рациональной научн. политики. Расширение круга соц. функций Н. и соответственно ее соц. институционализации нельзя считать законченным, что, в свою очередь, сказывается и на формах организации исследований, и на их дальнейшем развитии. Лит.: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956; Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980. Б.Г. Юдин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

НАУКА
особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, Н. дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него Н. не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. В свое время Г. Лейбниц характеризовал математику как Н. о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной Н. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в физике, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т.д.). Постоянное стремление Н. к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики Н., отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего - это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку Н. постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие Н. характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Далее Н., в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них, ей необходимы особые средства деятельности - специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. С этим же связаны потребности Н. в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. Метод в Н. часто служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования; наряду со знанием об объектах, Н. систематически развивает знание о методах. Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. Для Н. же этого недостаточно - требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занятия Н. предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики Н., запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требующей постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат. Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам Н: предметности и объективности научного познания и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения.
В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и Н. в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающаяся Н. еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Переход к собственно Н. связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой. Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспериментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии Н. было формирование технических Н. как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных Н. Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки. Первый образец математической теории (евклидова геометрия) возникла в контексте античной культуры, с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условий получения истины. Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения. Становление технических и социальных Н. было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами. На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию. Во всех развитых Н. складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания (основной формой теоретического уровня выступает научная теория; эмпирического уровня - научный факт).
К середине 19 в. формируется дисциплинарная организация Н., возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Каждая из Н. (математика, физика, химия, биология, технические и социальные Н.) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоззренческие основания. Взаимодействие Н. формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития Н. Каждый этап развития Н. сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности. Как социальный институт Н. начала оформляться в 17-18 ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В 20 в. Н. превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. В процессе исторического развития Н. менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания Н. отстаивала в борьбе о религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой функции добавилась функция - быть производительной силой. В первой половине 20 в. Н. стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В этой связи переосмысливаются и функции Н. Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет собой новый тип рациональности.
В развитии Н., начиная с 17 ст., можно выделить три основных типа рациональности: классическую (17 - начало 20 в.), неклассическую (первая половина 20 в.), постнеклассическую (конец 20 в.). Классическая Н. предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассическсой рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает поле его действия. Каждый из них расширяет поле исследуемых объектов. В современной постнеклассической Н. все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включая системы искусственного интеллекта, социальные объекты и т.д. В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции. также: Дисциплинарность.
В.С. Степин

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
185.52 кб

Теории постиндустриального общества: Наука или идеология?

Никифорова Лариса Викторовна
Рассматриваются две волны теории постиндустриального общества. Утверждается, что первая (К. Поланьи, Дж. Гэлбрэйт, Дж.
Читать PDF
293.29 кб

Наука, власть и гражданское общество: площадка для трехстороннего взаимодействия. (рецензия на сборн

Голунов С. В.
Читать PDF
425.84 кб

Наука в зеркале социальных исследований бруно Латура и Стива Вулгара

Иванова Наталья Александровна
Дается критический разбор работ Б. Латура и С. Вулгара в рамках направления «социальных исследований науки».
Читать PDF
147.41 кб

Наука, техника и технологии: техноэтический аспект

Миронов A. B.
Читать PDF
102.99 кб

Региональные процессы и политическая наука (на материале региона ЮФО)

Усманов Рафик Хамматович
Статья посвящена современному состоянию региональной политической науки и ее научному потенциалу в исследовательских центрах.
Читать PDF
1.10 мб

Глобализация, информационное общество и наука

Федоров Владимир Александрович
Проблемы, связанные с глобализацией, в последнее время приобретают особое значение и сопровождаются многочисленными идеологическими концепциями.
Читать PDF
306.41 кб

Наука как профессиональная коммуникация

Балакин Виктор Сергеевич, Балакина Людмила Павловна
В статье анализируется научная коммуникация как вид социальной коммуникации, выявляются коммуникативные особенности развития советской науки, предпринимается попытка определить значимость электронного формата научной коммуникации
Читать PDF
582.78 кб

Управленческая наука: проблемы институциализации в современной России

Пугачев Василий Павлович
Читать PDF
212.96 кб

Социологическая наука как инструмент управления социально-экономическим развитием

Хурс М. Н.
Рассматривается роль социологической науки как инструмента управления социально-экономическим развитием на различных уровнях, обосновывается необходимость повышения ее востребованности практикой и непрерывного развития.
Читать PDF
283.35 кб

Академическая наука в социальном измерении

Артюхин М. И.
В статье представлены результаты опроса научных работников НАН Беларуси по проблемам развития и функционирования научных организаций в период модернизации организационных и финансовых условий деятельности.
Читать PDF
155.40 кб

Политическая наука в России: прошлое и настоящее

Пляйс Яков Андреевич
The author is the most competent, successful and recognized by the community of political scientists' historiographer of political science in Russia.
Читать PDF
538.95 кб

Возможна ли христианская наука? Методологические проблемы синтеза христианского богословия и научног

Чернышев Андрей Валентинович, Чернышева Марта Леонидовна, Бочаров Александр Сергеевич
Проведен анализ влияния христианского учения на научное мировоззрение и методологию. Рассмотрены основные составляющие для формирования христианской науки.
Читать PDF
78.62 кб

Локальные социологии в условиях глобализации: политика и Наука

Рысакова Полина Игоревна
Настоящая статья посвящена анализу современной дискуссии, посвященной проблеме локализации социологического знания. Рассмотрены основные позиции, обозначены проблемы развития социологии в условиях глобализации.
Читать PDF
0.00 байт

Наука постсоветской России: глобальные тренды и локальная специфика

Аблажей Анатолий Михайлович
В статье описаны ключевые моменты дискуссии, посвященной обсуждению тезиса об «эпохальном переломе» в науке, ее переходе на «постакадемическую» стадию, связанную с коммерциализацией и резким усилением прагматического подхода к пла
Читать PDF
52.81 кб

А. В. Юревич, И. П. Цапенко. Наука в современном российском обществе / Институт мировой экономики и

Ащеулова Н. А., Ломовицкая В. М.

Похожие термины:

  • НАУКА УПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ

    management science and administrative theory) — совокупность универсальных принципов и понятий, связанных с формальной теорией организации (см. Теория организации). Упоминаемый иногда как "классическая школа управле
  • АННАЛОВ ШКОЛА или Новая историческая наука

    La Nouvelle Histoire) - направление во французской исторической науке и историографии, задавшее нетрадиционный и высокоэвристичный системный подход в гуманитарном знании 20 ст. Главные представители А.Ш. -
  • Антропологическая наука

    см. Антропология (или антропологическая наука).
  • Социологическая наука в условиях тоталитарного государства

    1920-1930-е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Окончательное утверждение марксизма как иде
  • Христианская наука

    Christian Science), религ. орг-ция протест, ориентации (ок. 600 тыс. офиц. членов); основана Мэри Бэйкер-Эдди в 1870-х гг. Гл. принцип ее учения состоит в том, что излечение людей от болезней возможно лишь с помощью
  • НОРМАЛЬНАЯ НАУКА и РЕВОЛЮЦИОННАЯ НАУКА

    normal science and revolutionary science) — важное различие, проведенное Куном (1962), между периодами стабильности концепций, а также предположений в науке и периодами переворота, ведущего к быстрому изменению. Вопре
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

    вид человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний об определенной деятельности — социальной сфере и социальной работе.
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

    в буквальном переводе исследование человеческого общения, отношений между людьми. В широком смысле социология — это система знаний об обществ. устройстве жизни людей, о природе и разнообразных п
  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА

    cognitive science) — см. Психология.
  • НАУКА О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ

    НАУКА О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ, обобщающее обозначение изучения народонас. в целом. Термин ´Н. о н.´ (population science, die Bevolkerungslehre) возник в зап.-европ. социально-экон. лит-ре во 2-й пол. 19 в. в связи с попыткам
  • Наука о телевидении

    Предмет ее изучения – особенности и закономерности подготовки и распространения информации средствами телевидения, взаимодействие его со средствами массовой информации, культуры и с аудиторие
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

    Політична наука. Political science. Социальная наука, изучающая проблемы власти, ее распределение и характер использования безотносительно к конкретной политической системе. В некоторой степени, учитыва
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

    behavioural science(s)) (особенно в США) - наука или науки о поведении людей и животных. Хотя иногда термин считается применимым к социальным наукам в целом (включая психологию и политическую науку), его тесна
  • СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА

    social science) - совокупность дисциплин или определенная дисциплина, занимающаяся систематическим изучением социальных явлений. Это словоупотребление не содержит концепции науки, и имеются социологи,
  • Наука управления

    management science), применение количеств, методов для принятия решений в бизнесе. Н.у. охватывает все области принятия решений, в т.ч. исследование операций, управление производством, маркетинг, персональн
  • адвокативная наука

    по О.Н. Яницкому - комплекс естественных и гуманитарных наук, практически нацеленных на развитие гражданского общества путем разработки проектов, программ, а также социальных технологий и реперту
  • Большая наука

    определение современной науки, появившееся во второй половине ХХ века, характеризующее ее бурное развитие и глобальный характер. Это интеграция большого числа узкоспециализированных представит
  • Дианоэтическая наука

    это наука, изучающая добродетели разума.
  • электронная наука

    Electronic science Син. англ.: eScience, e-Science Сфера использования ИКТ в научных исследованиях. Электронная наука обеспечивает глобальное сотрудничество представителей исследовательского сообщества в различ
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ НАУКА

    комплекс систематических знаний, относящихся к реально существующим социально-экономическим процессам и явлениям. С.н. – наука позитивная, но ее выводы имеют непосредственное отношение к важным