( КСУ ) – категория социологии управления, определяющая степень соответствия (конгрузнтности) практически используемых социальных знаний потребностям успешного функционирования и развития систем управления. А в гносеологическом плане – это предмет исследования процесса переноса знаний об управлении (экономических, социологических, психологических, правовых, культурологических) в знание в самом управлении, в практику анализа проблемных ситуаций и выполнения всего набора актуальных управленческих функций. В литературе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с проблемами совершенствования управленческой практики. Это и изучение различных аспектов профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих, различные подходы (в том числе системный, кибернетический, синергетический, социогенетический) к изучению организационной культуры, совершенствованию системы образования, формированию властных и управленческих элит и т.п. Концепция компетентности прочно заняла свое место в экономической теории и в психологических тренингах.
Между тем, практически во всех подходах управление рассматривается как технология достижения утилитарных целей, а компетенция субъектов как совокупность необходимых и достаточных знаний, умений и навыков. Такого рода компетентность мало полезна для решения более широкого круга проблем, образующихся сразу на нескольких уровнях и в разных плоскостях протекания социальных процессов. Особенно, когда речь идет о противоречивых явлениях стагнации и модернизации, традиционного и инновационного развития. В этих случаях компетенции не то чтобы мало или недостаточно, а она просто должна быть другой, более адекватной изменившейся социетальной и институциональной обстановке, направленной при этом на поддержание происходящих процессов в устойчиво управляемом состоянии. Введение категории КСУ в проблемное поле социологии управления позволяет исследовать и находить динамическое равновесие между компетентностями управленческих структур и изменениями во внутренней и внешней среде организаций, ответственных за поддержание управляемости макро-, мезо- и микросоциальных процессов, за прогнозирование и программирование их развития. Соответственно в анализ попадает и персонификация социальных ролей управления, степень конгруэнтности их подготовки и личностных качеств при решении оперативных и стратегических задач инновациоонного развития.
Лит.: Милгром П., Дж. Робертс. Экономика, организация и менеджмент. В 2-х т. СПб, 2004; Хинш Н., Виттман С. Социальная компетенция. Харьков, 2005; Акзамов Н.З. Концепция компетенции в социологии управления. Уфа, 2012. Н.З. Акзамов, А.В. Тихонов
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.